•  

Доверять ли тестам на IQ? Существуют ли идеальные тесты?

28.11.2016 | Актуально
Доверять ли тестам на IQ? Существуют ли идеальные тесты?

Всевозможные тесты (в частности, тесты на IQ) пользуются большой популярностью у родителей, которым хочется убедиться в том, что у них подрастает, если не гений, то, по крайней мере, не по годам умный и развитый малыш. Нужно ли доверять результатам подобных тестов? Существуют ли вообще идеальные тесты?

Тест на IQ – самый популярный «умный» тест в мире

Существует огромное количество тестов, которые используются для определения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Самый популярный «умный» тест в мире – это, конечно же, тест на коэффициент интеллекта IQ (intelligence quotient). В России он не получил такого большого распространения, как в западном мире, тем не менее, и у нас различные его разновидности активно используются для оценки «башковитости» детей, студентов, при приёме на работу, при получении определённых документов и т.д.

Изначально «айкьюшные» тесты, первые образцы которых появились более ста лет назад, использовались исключительно для определения умственных способностей детей, для того, чтобы выявить среди них наиболее одарённых, и тех, кто не отличается особой сообразительностью.

Впоследствии появились многочисленных варианты подобных тестов и для взрослых, и всевозможные специфические версии для оценки профессиональных способностей в какой-либо сфере. Все использующиеся сейчас тесты на IQ подразделяются по возрастным категориям. Это необходимо для того, чтобы определить, насколько человек умён для своего возраста (поэтому не нужно удивляться, если у вас и вашего ребёнка будет одинаковый IQ).

Тест на количество правильных ответов

Практически все тесты на IQ построены примерно по одному и тому же принципу: за определённое количество времени (как правило, 30 минут) нужно ответить на 30-40 вопросов. Как и в знаменитой телевизионной игре, на каждый вопрос в них даётся либо по одной минуте, либо меньше минуты (хотя, тестов на IQ очень много, и далеко не все из них построены по этому принципу).

В зависимости от количества правильных ответов, выставляется результат в баллах, который и нужно воспринимать как свидетельство интеллектуальной мощи тестируемого. Считается, что коэффициент интеллекта «среднего» человека составляет 100 баллов, показатель выше 130 баллов свидетельствует об умственной неординарности и большом интеллектуальном потенциале, а величина ниже 70 баллов говорит о серьёзных проблемах, которые могут возникнуть у человека в этой жизни.

Какие способности нужны для успешного прохождения «айкьюшных» тестов

Большинство заданий в тестах на IQ имеют математическую, аналитическо-логическую, «левополушарную» направленность. Для того, чтобы успешно с ними справляться, нужно уметь логически мыслить, искать закономерности, общие места, манипулировать воображаемыми предметами и т.д. Творческое, креативно-интуитивное правое полушарие головного мозга при их решении задействуется в минимальной степени.

Вот примеры вопросов, представленных в одном из наиболее популярных тестов на IQ: «продолжите последовательность фигур», «выберите пропущенное число», «найдите последовательность чисел», «найдите нужное число», «выберите лишнюю фигуру», «вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго» и т.д.

Наибольшее количество баллов при решении тестов на IQ, как правило, получают дети и взрослые, склонные к рациональному мышлению и обладающие определёнными математическими способностями, а вот гуманитарии, «лирики» и «правополушарники», как правило, оказываются «в пролёте» (они практически всегда набирают меньшее количество баллов в подобных тестах, чем «физики»).

А как же «задний» ум и поиск альтернативных вариантов?

При прохождении тестов на IQ очень важно уметь быстро мыслить и оперативно решать неожиданно возникающие задачи, поскольку на решение «айкьюшных» вопросов даётся ограниченное количество времени (и чем больше будет правильных ответов, тем выше будет балл). Это, конечно, имеет какое-то отношение к интеллектуальному потенциалу, но можно быть очень умным, и, не отличаясь высокой скоростью мозговой деятельности (тем более, что есть масса людей, которые сильны подсознательным «задним» умом, и хорошие идеи приходят к ним далеко не сразу).

«Айкьюшные» тесты, к сожалению, совсем не стимулируют детей искать оригинальные, дополнительные варианты правильного ответа, помимо основного (что весьма полезно для развития креативных способностей и творческого правого полушария). Главная их задача заключается в том, чтобы тестируемый выдавал «среднестатистические» правильные ответы, а не искал неожиданное и нестандартное решение проблемы. Это тесты на количество правильных ответов, а не на выдающееся мышление.

Для развития оригинального, креативного мышления при их прохождении, наверное, нужно стремиться не к тому, чтобы набрать максимальное количество баллов, а к тому, чтобы искать альтернативные варианты решения предложенных задач, помимо очевидных.

Почему это может быть важнее, чем IQ

Вряд ли тесты на IQ нужно рассматривать, как эффективный показатель интеллектуальных способностей, поскольку понятие «умный человек» включает в себя не только умение логически мыслить, искать закономерности и решать математические и вербальные задачи. Творческие, креативные люди «правополушарной», направленности, редко набирающие высокие баллы в тестах на IQ, тоже очень умны, только по-своему.

Для реального успеха в жизни гораздо важнее рационального мышления может оказаться эмоциональный интеллект, умение общаться и договариваться с другими людьми, понимать свои и чужие чувства и эффективно ими управлять (в своё время американский психолог Дэниел Гоулмен даже написал книгу под названием «Эмоциональный интеллект. Почему это может быть важнее, чем IQ»).

Не нужно забывать и про то, что все тесты на IQ были придуманы в англоязычных странах с несколько другим менталитетом и подходом к образованию, чем в России. Это ещё один повод не относиться слишком серьёзно к этому способу оценки интеллектуального потенциала детей.

Для кого они имеют наибольшую практическую ценность

Наибольшую практическую ценность «айкьюшные» тесты представляют, наверное, для детей с математическими способностями и врождённой склонностью к рациональному мышлению (прохождение тестов на IQ поможет выявить эти способности).

Но если ребёнок не наберёт среднестатистического количества «айкьюшных» баллов, то это совсем не означает, что он потенциальный дебил, и всю жизнь будет прозябать на пролетарских работах. Возможно, у него найдутся не менее значимые таланты, чем способность к быстрому, рациональному мышлению.

В каких случаях может пригодиться умение проходить тесты на IQ

Тем не менее, в будущем вашему подростку может понадобиться умение успешно проходить «айкьюшные» тесты (например, при поступлении в ВУЗ, при устройстве на работу, при получении определённых документов и т.д.). К «серьёзной» сдаче подобных тестов, от которой будет что-то зависеть, нужно обязательно подготовиться заранее. Чем больше он предварительно изучит подобных тестов в Интернет, тем легче ему будет их проходить, и тем быстрее он справится с предложенными заданиями.

Объясните подростку, что для того, чтобы более-менее успешно пройти «айкьюшные» тесты и получить за них максимально возможное количество баллов, нужно сначала решать задачи, которые кажутся лёгкими, а сложные оставить на «десерт». Это позволит выдать гораздо большее количество правильных ответов, чем, если долго раздумывать над каждой сложной задачей.

Кроме того, подросток должен понять, что для того, чтобы успешно сдавать подобные тесты и быстро решать их задачи, нужно уметь концентрироваться и абстрагироваться от любых отвлекающих факторов. Это качество тоже желательно натренировать перед ответственной сдачей тестов на IQ.

Существуют ли идеальные тесты?

Существует и немало других тестов на определение умственного потенциала детей, но вряд ли хоть один из них может гарантировать вашему ребёнку блестящее интеллектуальное будущее и выдающийся жизненный успех.

Не существует идеального теста, так же как и не существует идеального гороскопа, который мог бы подойти абсолютно любому человеку, и полностью учитывал бы его индивидуальность и особенности мышления.

Все тесты, как правило, рассчитаны на «средних» людей и ориентируются на определённые стандарты. Ни один из них не поможет вам выявить будущего гения, поскольку гении, в отличие от тестов, не производятся на конвейерах. Конечно, они могут выявить у детей некоторые способности, но есть масса других способов, позволяющих сделать это более эффективно.

Вместо того, чтобы заставлять ребёнка проходить всевозможные тесты, лучше внимательно следите за тем, как проявляются его природные данные с самого раннего детства. Доверяйте своей наблюдательности, а не каким-то тестам, придуманным в далёких странах, и тогда таланты вашего детища точно не останутся для вас незамеченными.

Лучше следовать за природными способностями ребёнка и всячески их развивать, чем стремиться к тому, чтобы у него был максимально высокий IQ. А тесты, как и кроссворды, можно использовать только в качестве забавы (если у вас есть на это время).


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

Вопрос № 914 |Осип голос |08.04.2017 | Спрашивает Ивашина Юлия Алексеевна

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет , состояние болезнетворное. ( Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Прочитать ответ

Еще статьи

24.10.2016 | Здоровье
Гомеопатические препараты в лечении инфекционных заболеваний у детей

Осень - сезон роста количества инфекционных простудных заболеваний, особенно среди детей. Гомеопатия предлагает альтернативные традиционным подходы к лечению таких заболеваний. Данная статья поможет родителям сориентироваться в гомеопатических препаратах, которые часто назначают детям.

Гармония и красота в воспитании ребёнка

Сегодня – в век ускользающих ценностей – очень сложно понять, как воспитывать подрастающее поколение, очень сложно определить стратегию поведения родителей – ведь те идеалы, которыми руководствуемся мы, взрослые, зачастую далеки от новых идеалов, к которым стремится современная молодёжь.

10.10.2016 | Здоровье
Нужны ли детям прививки? Всегда ли нужно доверять производителям лекарств?

Начиная с самых первых часов жизни и на протяжении всего детско-юношеского периода, вашего ребёнка поджидает огромное количество всевозможных «оздоровительных» прививок. Действительно ли они ему нужны? Могут ли дети вырасти сильными и здоровыми без какого-либо искусственного, прививочного вмешательства?

05.10.2016 | Здоровье
Простудные заболевания (гриппоподобные инфекции, ОРВИ) у детей

Простудные заболевания являются самыми распространенными, особенно в условиях городских детских учреждений: один - чихнул и вот, уже пол класса сидит дома с диагнозом ОРВИ. Как узнать, что это за заболевание, каковы его причины и симптомы, а также, какое нужно лечение?

31.08.2016 | Актуально
Карманные деньги: давать или нет?

По статистике, примерно трем из пяти подростков дают карманные деньги. Одни родители говорят, что тем самым формируют у ребенка финансовую ответственность. Другие полагают, что, обладая деньгами, подросток может далеко не всегда делать разумные покупки. Какая из этих точек зрения более правильная?