•  

Гармония и красота в воспитании ребёнка

Гармония и красота в воспитании ребёнка

Сегодня – в век ускользающих ценностей – очень сложно понять, как воспитывать подрастающее поколение, очень сложно определить стратегию поведения родителей – ведь те идеалы, которыми руководствуемся мы, взрослые, зачастую далеки от тех новых идеалов, к которым стремится современная молодёжь. Причём очень сложно сказать, кто из нас прав – отцы или дети?

В любом случае, в обществе есть непреходящие ценности, которые лежат в основе человеческих отношений (отношение к обществу, природе, труду, культуре, человеку как наивысшей ценности). Но есть ещё один вид отношений – отношение к прекрасному. Этому аспекту воспитания не всегда уделяется внимание в то время, как ещё кто-то из классиков сказал, что "красота спасёт мир". И, как это ни странно, в этом высказывании есть доля правды.

Согласитесь, что приятно видеть вокруг себя красоту: красоту в окружающей природе (а она, безусловно, красива), в одежде людей, их речи, движениях – тогда и сам как-то становишься красивее, лучше, добрее. Очень сложно понять законы красоты – это может быть чётко выверенная линия, цвет или звук, а может быть абсолютно непредсказуемое сочетание несочетаемого (последнее особенно популярно в среде молодёжи). Трудно понять, что такое красота. Однако, человек способен отделять красивое от безобразного – и в этом он опирается на внутреннее ощущение, образцы "красоты", которые с детства ему закладывались в семье, школе, кругу друзей.

Так как же воспитывать чувство прекрасного, если оно столь неуловимо и непостижимо?

Один из самых простых ответов – ориентируйтесь на классику! Классические произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки и танца – вот те отправные точки в воспитании эстетического вкуса ребёнка. Классика – она потому так и называется, что это произведения, которые многими поколениями людей признаны высочайшими достижениями человечества, образцами для подражания или поведения.

Следует заметить, что ведущая роль в воспитании, безусловно, принадлежит родителям, семье – именно там закладываются основы мировоззрения детей. Практики школьного образования нередко говорят, что школа не воспитывает, а лишь корректирует то воспитание, которое заложено в семье. По этому поводу можно долго спорить, однако важно знать, что семья – основа воспитания ребёнка! А потому перекладывать все задачи воспитания на школу или систему дополнительного образования, было бы неверно. И тому есть множество подтверждений.

Теперь встаёт вопрос: как развивать эстетический вкус?

Опыт показывает, что это многогранный процесс и включать он может множество организационных видов и форм:

Посещение выставок, концертов, заповедников, парков, усадеб, музеев и т.д. (в Москве их очень много, так что трудностей с выбором, как правило, не возникает, однако, начинать рекомендуется именно с "классических" – например, Третьяковская галерея или Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина);

Просмотр кинофильмов и мультфильмов – заметим, что наши "старые" отечественные фильмы и мультфильмы обладают огромным воспитательным потенциалом – они полны доброты, красоты, душевной теплоты (чего очень не хватает в современной жизни);

Проектирование дизайна комнаты ребёнка (очень важно продумать цветовую гамму обоев, предметов интерьера, а также необходимость и достаточность тех или иных предметов мебели) – в этом Вам могут помочь дизайнеры и психологи;

Активное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится Ваш ребёнок, на предмет организации праздничных вечеров, экскурсий и других мероприятий, в ходе которых взрослые могут показывать детям, как красиво, культурно и интересно можно организовывать свой досуг (например, сейчас в школах стало возрождаться такое направление, как школьный бал, в ходе которого подростки учатся красиво одеваться и двигаться, правильно говорить).

Огромным потенциалом в воспитании обладают учреждения дополнительного образования – именно там ребёнок может проявить себя в том направлении, которое ему всего интереснее. И здесь задача родителя – найти подходящий кружок или студию.

Во-первых, необходимо посмотреть на результаты деятельности образовательного учреждения – какие работы выполняют дети. Именно так Вы поймёте, чего может достичь Ваш ребёнок, какие направления здесь развиваются лучше всего.

Во-вторых, необходимо пообщаться с педагогом кружка/секции – как правило, 10-20 минут общения с преподавателем достаточно для того, чтобы у Вас сложилось мнение о том, чему и, главное, КАК будут учить Вашего ребёнка. По разговору сразу же видно, какой подход осуществляется учителем на занятиях, сможет ли этот педагог стать "душой" детского коллектива, "зажечь", "увлечь", повести за собой в неизведанный мир творчества.

Рекомендаций по выбору того или иного направления детского творчества дать сложно, однако, на наш взгляд наиболее действенными в воспитании чувства прекрасного являются такие направления, как театральная студия и танец. Почему именно они?

Театральная студия – это и знакомство с произведениями литературы, и воспитание культуры, красоты взаимоотношений людей, и выработка пластики движений, а также поиск способов самовыражения, гармонии речи и действия.

Танец – это красота движения, постижение себя и самовыражение через пластику, перемещения, вращения, взлёты и падения – это и спорт, и искусство.

Оба этих направления обладают одним важным качеством – в ходе обучения ребёнок не просто созерцает красоту – он активно участвует в её восприятии и переживании через себя всего, что даётся на учебном занятии – по сути дела, это реализации двух основополагающих подходов в современном образовании – деятельностного и компетентностного.

В заключении хотелось бы отметить: очень часто родители хотят, чтобы в образовательном учреждении их ребёнка непременно вырастили до уровня чемпиона, победителя олимпиад и т.д. Однако зачастую в гонке за высокими результатами теряются важные качества человека – душевность, отзывчивость, эмпатия и многие другие. И ребёнок вырастает эгоистичным, самодовольным и т.п. Конечно, это происходит не всегда, но часто. Поэтому родителям важно следить за тем, чтобы за высокими достижениями не терялся сам человек.

Единых рецептов относительно того, как воспитывать и прививать чувство прекрасного, конечно же, нет – ведь каждый ребёнок уникален. Но следует помнить, что воспитание – процесс, который проходит всегда и везде, а потому важно, чтобы жизненное пространство ребёнка было пронизано красотой и гармонией.


Статья предоставлена:

Своим опытом работы с детьми поделилась школа искусств "Эксцентрика"

Актуальные вопросы

Вопрос № 914 |Осип голос |08.04.2017 | Спрашивает Ивашина Юлия Алексеевна

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет , состояние болезнетворное. ( Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Прочитать ответ

Еще статьи

Нужны ли подросткам кумиры?

Через подражание и поклонение различным молодёжным кумирам проходят очень многие дети и подростки. Нередко это становится настоящим испытанием для их родителей. Действительно ли детям нужны кумиры? В каких случаях это может быть опасным? Можно ли извлечь из «кумиромании» какую-то пользу?

Демонстративные дети: как их воспитывать?

Демонстративных детей невозможно не заметить в любом детсадовском и школьном коллективе, да и в общественных местах тоже. Они всегда на виду и всегда обращают на себя внимание. Как их нужно воспитывать? Какие отрицательные и положительные качества есть в «демонстративном» характере?

Доверчивый ребёнок: как избавить ребёнка от излишней доверчивости?

Если бы мы жили в мире бесконечно добрых и бескорыстных людей, то доверять можно было бы абсолютно всем, кто нас окружает. Но, к сожалению, человеческая природа далека от идеала, и реальность, в которой мы обитаем, несовершенна. Поэтому нужно вовремя избавить своего ребёнка от излишней доверчивости.

Что понимают грудные младенцы на подсознательном уровне?

Никто не знает, что будет после смерти, и никто не знает, о чём на самом деле думают, и что понимают грудные младенцы. Сами они, по понятным причинам, рассказать об этом не могут, а когда мы взрослеем, то уже ничего не помним из того, что происходило с нами в первые месяцы жизни.

28.11.2016 | Актуально
Доверять ли тестам на IQ? Существуют ли идеальные тесты?

Всевозможные тесты (в частности, тесты на IQ) пользуются большой популярностью у родителей, которым хочется убедиться в том, что у них подрастает, если не гений, то, по крайней мере, не по годам умный и развитый малыш. Нужно ли доверять результатам подобных тестов? Существуют ли идеальные тесты?