Мы уже писали о проекте «Инженерный класс в московской школе» — это городской образовательный проект обучения в профильном классе общеобразовательной организации. В данной статье расскажем о новом Федеральном проекте, который основывается на уже успешно существующем проекте "инженерный класс" в соответствии с новыми задачами развития страны.
Предыстория. Причины возникновения проекта Авиационный класс в России
В наши дни Россия поднимается на новый технический виток своего развития, десятилетиями утерянные промышленные и производственные мощности снова набирают обороты. К слову, в 2022 году президент Владимир Путин объявил в России 10-летие науки и технологий. Задача, поставленная перед всей системой образования – привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок, вовлечь специалистов в этой области к достижению важнейших целей развития общества и страны.
Для реализации этой задачи тридцать лучших технических университетов в разных субъектах РФ стали победителями проекта по созданию Передовых инженерных школ (ПИШ). На реализацию пилотного проекта каждый ВУЗ получил многомиллионный грант и начал работу над ним. Согласно поставленным целям, к 2030 году на базе этих ВУЗов будут работать Инженерные школы в партнерстве с высокотехнологичными российскими компаниями, поднимая экономику России на инновационный путь развития.
Руководитель ГК «Ростех» Сергей Чемезов в интервью сказал: «Авиастроение станет одним из драйверов развития новых технологий в России». Как и другие отрасли промышленности, набирающие сейчас обороты, авиастроение остро нуждается в квалифицированных кадрах: инженерах, конструкторах и других специалистах нового поколения, владеющих современными технологиями.
Для реализации этих задач в рамках системы среднего образования в прошедшем 2022-2023 учебном году по поручению Президента России стартовал новый Федеральный проект – инженерные классы авиастроительного и судостроительного профиля, которые были открыты в 23 субъектах РФ.
Цели и задачи создания инженерных классов авиастроительного профиля
Расскажем подробнее о том, какие возможности дает данный проект:
- углубленная подготовка обучающихся по базовым техническим дисциплинам, которые предстоит сдавать на ЕГЭ и которые станут основой для будущего высшего образования (математика, информатика, физика),
- изучение дополнительных практико-ориентированных и прикладных дисциплин и программ авиастроительной направленности,
- возможность для школьников более основательно и точно определиться с выбором будущей специальности,
- создание условий для их последующего поступления в профильные инженерные вузы и по завершении обучения трудоустройства в организации соответствующего профиля, в том числе организации оборонно-промышленного комплекса, т.н. траектория «школа – вуз – предприятие».
Основные сведения об авиастроительных классах
Реализацией проекта занимается Институт развития профессионального образования. Курирует его Московский авиационный институт (МАИ): организует специализированные мероприятия, разрабатывает методические пособия и рекомендации. В учебном процессе в качестве преподавателейи ведущих мероприятий задействованы преподаватели и выпускники МАИ. Преподаватели, которые ведут профильные предметы и элективные курсы в авиаклассах, прошли программы повышения квалификации в курирующем проект ВУЗе.
На настоящий момент (ред. - август 2023 г.) в проекте участвуют 96 российских школ и 66 партнёров (профильные ВУЗы и предприятия).
Перечень регионов, в которых открыты Авиастроительные классы
- Москва
- Московская область
- Ростовская область
- Воронежская область
- Ярославская область
- Нижегородская область
- Оренбургская область
- Новосибирская область
- Иркутская область
- Республика Бурятия
- Хабаровский край
- Приморский край
- Ульяновская область
- Самарская область
- Республика Башкортостан
- Пермский край
Особенности обучения и программа в авиастрительных классах
Помимо углубленного изучения профильных предметов, в программе авиаклассов есть специальные (элективные) курсы:
- на общеобразовательных предметах, таких как литература, история, английский язык, ученики всесторонне исследуют профессии в сфере авиастроения и авиации (научная фантастика, анализ научно-популярных текстов, произведения об авиастроителях, изучение истории науки и техники, технического английского и т. д.),
- 3D-моделирование и Прототипирование (авиамоделирование), освоение программ инженерной графики (к примеру, программа «Компас» - система автоматизированного проектирования, в которой можно быстро выпускать чертежи и схемы изделий);
- основы 3D-печати;
- робототехника;
- обучение навыкам работы со специальными станками, 3D-принтерами, квадрокоптерами, осциллографами и пр.техникой, кторыми оснащены все классы школ-участниц данного проекта;
- программирование;
-
доп.дисциплины инженерной направленности: Микроэлектроника, Лабораторный практикум по физике, Робототехника на платформе Arduino;
-
на остальных предметах также всесторонне исследует профессии в сфере авиастроения и авиации (читает научную фантастику, анализирует научно-популярные тексты, произведения об авиастроителях, учит историю науки и техники, технический английский и т. д.),
Также в программе обучения предусмотрены внеурочные мероприятия:
-
встречи с практикующими учеными и специалистами авиаотрасли и другие просветительскте мероприятия от потенциальных работодателей;
- участие в семинарах и практикумах на современном оборудовании под руководством преподавателей ведущих вузов-партнеров, возможность побыть в роли студента на предпрофканикулах в вузе;
-
профессиональные практики в организациях-партнерах проекта;
-
погружение в профессию во время экскурсий и мероприятий на площадках главных партнеров проекта — Ростеха и МАИ, а также на ведущие предприятия авиастроительной отрасли и в технопарки;
- групповая и индивидуальная проектно-исследовательская работа под кураторством ВУЗов-партнёров, научных организаций и будущих работодателей.
Получение профессии и обучение по предпрофессиональном программе в рамках обучения в авиастроительном классе
Еще одним важным преимуществом является то, что параллельно с обучением в школе ученики 10-х авиастроительных классов получают профессию «Оператор наземных средств управления БПЛА» в колледже-партнёре проекта. Программа рассчитана на 72 часа и включает освоение таких знаний и навыков:
- Устройство, принцип действия беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и его компонентов
- Основы аэродинамики БПЛА
- Требования эксплуатационной документации по техническому обслуживанию беспилотной авиационной системы (БАС)
- Назначение, устройство и принципы работы элементов беспилотной авиационной системы
- Подготовка к полетам беспилотных авиационных систем
- Ремонт беспилотных авиационных систем
Кроме этого, в рамках предпрофессиональной Программы «Моя профессия — инженер» в 10-м классе обучающиеся классов инженерного профиля проходят часть обучения на базе школы, и основную часть - на базе вузов-партнеров.
Программа подразумевает следующие мероприятия:
- Предпрофессиональные каникулы в одном из технических ВУЗов (16 часов)
- Изучение истории развития и тенденций в области инженерии (7,5 часов)
- Проектную и исследовательскую деятельность (30 часов)
В 11-м классе в рамках предпрофессиональной Программы «Моя профессия — инженер» проходят предпрофессиональный практикум на базе ВУЗа, который представляет собой подготовку к предпрофессиональному экзамену, объем 14 часов.
Основные партнёры и кураторы Проекта "Авиастроительный класс"
У проекта 26 вузов-партнеров и 2 партнерские научные организации. Вот основные из них:
- Московский политехнический университет
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
- МИРЭА — Российский технологический университет
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Главные индустриальные партнеры проекта:
- ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»,
- Государственная корпорация «Ростех»,
- ОА «МПП им. В. В. Чернышёва»,
- ПАО «ИЛ»,
- ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»,
- АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
- Также партнёром проекта является Центр «Космонавтика и авиация» ВДНХ, который оргунизует мероприятия на своей территории.
В качественной подготовке таких специалистов очень заинтересовано как государство, так и работодатели. 80% выпускников инженерного класса авиастроительного профиля поступают во флагманский вуз МАИ, в том числе, на программу «Крылья Ростеха» и на целевые программы предприятий Ростех. По результатам сдачи ЕГЭ, предпрофессиональных экзаменов и индивидуальных достижений по направлению, ученики авиастроительных и судостроительных классов имеют возможность заключить целевой договор с предприятиями-партнёрами, которые будут оплачивать обучение у ВУЗе и гарантируют трудоустройство будущего специалиста.
Профильные мероприятия, в которых участвуют учащиеся авиастроительных классов:
- предпрофессиональная олимпиада и конкурс «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал», победители и призёры которых могут получить дополнительные баллы для поступления в вузы — партнёры проекта,
- инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Авиационная и ракетно-космическая техника»,
- олимпиада «Молодые авиастроители»,
- московская инженерная конференция школьников «Потенциал» на базе МЭИ,
- открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» (Москва),
- хакатоны, например, «Инновации в авиации», который проводится совместно с конструкторским бюро «Туполев»,
- городской конкурс проектов «Школа будущего — 2021» в рамках городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство» (Москва),
- пограмма «Инженерные каникулы в МАИ»,
- интеллектуальный турнир молодых IT-инженеров «КИБЕР-БОЙ: Enginiring VS IT» в дивизионе «Инженеры»,
- программа для учеников профильных классов «МГТУ им. Н.Э. Баумана – мой Университет»,
- лектории и мероприятия Детского технопарка РТУ МИРЭА «Альтаир» (Москва)
- образовательные программы ДНК НГТУ НЭТИ (Новосибирск),
- Акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего» в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ (Москва),
- дистанционные лекции и вебинары в НИЯУ МИФИ,
- программы Школы молодого инженера Образовательного центра «Инжинириум» МГТУ им. Баумана,
- мероприятия по инженерным направлениям в рамках проектов "Университетские субботы" и «Субботы московского школьника»,
- встречи с руководством и мероприятия на предприятиях ПАО "ИЛ", ОАО "Сухой", НПО "Алмаз",
- конкурс школьных проектных и исследовательских работ в рамках Международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения»,
- конференция проектных и исследовательских работ школьников «Шаг в исследование» в секции «Конструирование» на базе механико-математического факультета МГУ им. Ломоносова,
- Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ
- и другие мероприятия.
Финалом прохождения профильной программы для школьников может стать создание проекта: например, экспериментального летательного аппарата с применением композитных материалов. Опыт проектной работы пригодится для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшей работы в авиастроительной отрасли.
Как поступить в авиастроительный класс
Для поступления нужно найти такой класс в одной из школ своего городе. Поскольку проект совсем молодой, в каждой школе-участнице пока свои особенности реализации и условия обучения. В некоторых школах авиаклассы набирают детей с 5 класса, в других с 7 класса. В Москве на начало 2023-2024 года открыты авиастроительные классы в 7 школах и набор осуществляется в 10 и 11 классы.
Набор в авиационный класс осуществляется на конкурсной основе. Конкурсный отбор на следующий учебный год проходит в июне после публикации результатов ОГЭ.
Конкурсной комиссией учитываются следующие показатели:
- результаты ОГЭ, в особенности по профильным предметам: математика, информатика, физика. !Для прохождения по конкурсу оценки ОГЭ должны быть не ниже «4» по каждому из предметов. Также возможно прохождение независимой диагностики в ГАОУ ДПО МЦКО в формате ОГЭ с оценкой не ниже «4»;
- средний балл по учебным дисциплинам (школа может запросить справку, где отражены средние баллы по каждому учебному модулю за предыдущий учебный год);
- индивидуальные достижения ученика в профильных направлениях (математика, физика, инженерно-технические конференции, олимпиады и конкурсы и пр).
- в случае равенства баллов обучающихся, поступающих в авиастроительный класс, школа оставляет за собой право проводить прием обучающихся в соответствии с локальным нормативным актом.
Официальный сайт проекта Авиационный класс
Официальный сайт проекта Инженерный класс в московской школе