Детские организации Москвы и Подмосковья

реклама г

Дистанционный режим обучения школьников в Москве приостановлен. Надолго ли?

14/01/2021
Дистанционный режим обучения школьников в Москве приостановлен. Надолго ли?

Еще недавно родители Москвы отчаялись ждать возвращения школьников 6-11 классов в режим очного обучения. Однако Указом Мэра Москвы от 14 января 2021 года для старшеклассников режим дистанционного обучения приостановлен. С 18 января дети возвращаются в школы. Напомним, что дети в новом учебном году проучились полностью сентябрь и ушли на дистант после продленных до 19 октября 2020г. каникул. Начальные классы продожат обучаться в очном режиме, как и было ранее с 1 сентября 2020г. Заблокированные проездные школьников (льготные и бесплатные) снова будут активированы.

Как сообщает РИА-новости, согласно предписаниям Мэра в случае обнаружения заболевшего коронавирусом, весь  класс возвращается на дистанционный режим.

При этом студенты ВУЗов, колледжей и других образовательных учреждений пока остаются в режиме каникул или на удаленном режиме обучения. Как сообщил Сергей Собянин, все ограничения с связи с пандемией продлены до 21 января. К этому сроку власти обещают принять решение на более долгий период.

Надолго ли дети вернутся в школы?

Есть мнение, что неожиданное решение Мэра может быть связано с ожиданием, что возвращение школьников к очной форме поможет охватить как можно большее количество детей и взрослых в процессе иммунизации (прививки от COVID-19). Как известно, для возникновения коллективного иммунитета должны быть привиты 2/3 населения.

Об общественном движении родителей против дистанционного образования

Однако, по мнению движения «Родители Москвы против дистанционного образования» во главе с Илоной Меньковой, данное решение - результат активной борьбы за возвращение детей в школы. Количество участников общественного движения  стремительно растёт, превышая 20000 человек. При помощи юристов, участвующих в движении, было составлено и направлено вышестоящим чиновникам огромное количество обращений с аргументацией необходимости вернуть детям очное образование. Во многих школах Москвы созданы Советы родителей, выступающих против дистанционной формы образования и цифровых образовательных технологий. Поставлена задача создать сеть таких Советов по всей России. Цель - защита будущего наших детей и страны в целом, ведь образование будущих взрослых имеет первостепенное значение в судьбе России.

    20 декабря 2020 года состоялось первое очное совещание Советов родителей московских школ, организованных общественным движением, где приняли активное участие представители других общественных движений и ряд депутатов Государственной Думы и Московской городской думы от КПРФ.

На совещании были озвучены результаты исследования, проведенного экспертом НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России Владиславом Кучмой. Отметим, что Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Министерства здравоохранения Российской Федерации является федеральным учреждением нового типа, реализующим Стратегию развития здравоохранения до 2025 года, совершенствующим медицинскую помощь детям и осуществляющим персонифицированную диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию больных из всех регионов страны.

Данные исследования о влиянии дистанционной формы обучения на здоровье школьников

В процессе исследования В.Кучмы и его коллег с апреля по конец мая 2020 г. был  проведён опрос, в котором участвовало    более 30 тысяч школьников из 79 регионов России. Данные исследования опубликованы в июле 2020 года в издании «Медицинская газета».

Итак, автором выявлено, что "примерно у 80% проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения, депрессивные состояния фиксируются, предположительно, у 42,2%, астенические состояния (или синдром хронической усталости — болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов. - примечание редакции) — у 41,6%.

Помимо депрессивных и астенических проявлений, авторы исследования предполагают более чем у трети (37,2%) обсессивно-фобические состояния, у 26,8% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна. 30% детей имеют классический компьютерный зрительный синдром (это снижение остроты зрения; затуманивание зрения; трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно; кажущееся изменение окраски предметов; двоение видимых предметов; «мурашки» и потемнение в глазах; избыточная световая чувствительность; снижение зрительной работоспособности; зрительное утомление. - примечание редации), у некоторых детей появляется туннельно-карпальный синдром (или Синдром запястного канала — неврологическое заболевание, проявляющееся длительной болью и онемением пальцев кисти. Причиной заболевания является сдавление срединного нерва между костями в результате длительного пользование компьютером. - примечание редакции)».

Что говорит закон о дистанционных информационных технологиях в образовании и о нормах, касающихся здоровья детей

Данный вопрос подробно разобрал и прокомментировал в своем блоге на сайте Zakon.ru Е.Д.Суворов, кандидат юридических наук, доцент Кафедра гражданского права Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Ниже приведены некоторые выдержки их статьи.

 

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 

Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: - для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.; - для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.; - для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;  - для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.  Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность  должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Реклама с