Московские школы и демографический спад

02/08/2019

82 московские школы не смогли набрать достаточного количество учеников, чтобы осенью открыть первые классы, в то время как в 30 столичных учебных заведений родители подали больше сотни заявлений. Таковы предварительные итоги эксперимента по электронной записи детей в школы. Он был запущен в начале этого года по инициативе столичной мэрии, чтобы избавиться от традиционных очередей на улицах. Запись через интернет завершилась 24 марта.

По словам заместителя мэра по вопросам социального развития Ольги Голодец, в некоторые учебные заведения подали заявку всего 10 человек, в то время как для того, чтобы открыть первый класс, необходимо как минимум 20 учеников. Она обратила внимание на то, что в департамент образования уже поступают предложения о возможном объединении слабых и сильных школ. В каждую из 82 школ направят специальную комиссию, решение будет приниматься отдельно по каждой школе.
– Укрупнение школ в этой ситуации является хорошим выходом. Внутри такого объединённого образовательного учреждения можно будет правильно распределить нагрузку для педагогов и организовать образовательный процесс на следующий год, – считает Любовь Духанина.
 
По мнению Олега Смолина, первого заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию, члена фракции КПРФ, объединить сильные и слабые школы – не самое лучшее решение в такой ситуации. Депутат также полагает, что уровень школ необходимо оценивать не только по формальным критериям:
– Идея объединения школ мне кажется сомнительной. В каждой школе сформировался свой коллектив, и не факт, что попытки поломать эти коллективы приведут к хорошим результатам. Особенно, если это решение принимается сверху, государственными чиновниками на основе того, что в школе не оказалось первого класса. Школы сейчас оцениваются, в первую очередь, по показателям финансового менеджмента, а надо было бы их оценивать по педагогической обстановке, но она плохо поддаётся формализации. Совершенно не факт, что та школа, которая имеет лучший результат по ЕГЭ, даёт лучшее образование.
По словам Олега Смолина, едва ли можно называть проблему расслоения школ на сильные и слабые сугубо московской. Причина тому – введение нового типа финансирования, по которому зарплаты педагогов напрямую зависит от количества учеников.