Детские организации Москвы и Подмосковья

Основные проблемы в современном российском образовании

02/08/2020
Основные проблемы в современном российском образовании

В современной системе российского среднего образования существует масса нерешенных проблем. Президент страны неоднократно говорил, что средняя зарплата школьного учителя должна равняться или быть выше, чем средняя зарплата по региону. Но данные поручения главы государства не выполняются.

Какова ситуация с нагрузкой и зарплатами учителей?

В большинстве субъектов РФ педагоги, которые стали получать повышенную зарплату, за свои оклады вынуждены работать на две ставки. Нормальная продолжительность рабочего времени учителя — 18 часов в неделю. Это ставка педагога, время, выделенное на ведение уроков. Но учителя теперь за свои 25-30 тысяч рублей вынуждены проводить в школах по 30-35 уроков в неделю. А вечером — проверка тетрадей, подготовка отчетов, составление технологических карт урока, изучение методической литературы, подготовка к конкурсам. Поэтому у учителей совсем не остается времени на отдых, личную жизнь и хобби.

Приходится выбирать: или качественная подготовка к урокам, или свободное время на поход в кино или занятия спортом. Оставшееся свободное время они могут потратить только на воспитание своих детей, на остальное времени совсем не остается. Поэтому у учителей начинаются нервные болезни и психологические срывы.

Трудные современные дети и излишняя отчётность

Государство совсем перестало уважать учителей. В советские годы они были самой уважаемой частью общества. Слово «Учитель» — звучало гордо, это был действительно Учитель с большой буквы. Сейчас же в глазах молодежи педагог — это неудачник, который не смог найти другую работу и вынужденный за мизерные оклады работать с трудными учениками.

А дети сейчас пошли очень сложные. Они совсем не слушаются учителей, играют на уроках в игры на смартфоне, провоцируют педагога на ненормативную лексику, чтобы снять это на гаджет и выложить видеокомпромат в интернет. Школьники стали ленивыми, перестали читать, заниматься саморазвитием. В голове у них сплошная каша из сумбурной информации, полученной в сети.

Владимир Путин два года назад дал поручение министрам и чиновникам системы образования, чтобы те снизили бюрократическую нагрузку на учителей, связанную с излишней отчетностью. Но вместо этого возникла двойная отчетность. Учителей заставляют вести одновременно бумажный и электронный классные журналы, по несколько раз в год менять рабочие программы и календарно-тематическое планирование.

Если раньше можно было составить к уроку только план или небольшой конспект, то сейчас требуют при подготовке к каждому уроку составлять подробную технологическую карту урока в виде громадной таблицы. В этой технологической карте должны быть пошагово зафиксированы все этапы урока, деятельность педагога и учащегося чуть ли не поминутно.

А у учителя по 6 уроков в день. Значит надо найти время на подготовку полдюжины технологических карт. Списать методическую разработку с интернета — значит получить обвинение в плагиате и некомпетентности.

Советская система образования считалась одной из лучших в мире. Но в современной России с введением новых федеральных государственных стандартов образования все оказалось перечеркнуто. Хотя в Финляндии учителя вообще не занимаются программами, планами и отчетами. А в нашей стране учителя превращаются в методистов.

Качество российских школьных учебников

Качество российских школьных учебников — это вообще жуть. Создается такое ощущение, что их пишут малограмотные люди. Настолько много фактических ошибок в этих учебниках: ошибки в исторических датах и событиях, географические ошибки, глупые задания по математике для младших школьников. О качественной подготовке к экзаменам с такими учебниками и не стоит мечтать.

Мало того, учебники подделываются «черными книгоиздателями», которые делают дешевые копии учебников ведущих издательств страны, но на плохой бумаге и с добавлением в бумагу вредных для здоровья веществ. У детей из-за этого развиваются аллергия и астма.

Отдельная тема — это учебники по истории. Путин давал указание в кратчайшие сроки ведущим историкам и ученым подготовить единый учебник истории. Но это поручение было дано уже более пяти лет назад, но до сих пор в школьные библиотеки завозятся почти 20 разных учебников истории, большинство из которых очень слабые, а спорные вопросы истории там трактуются весьма специфически.

Как работать учителю в небольших городах и селах? Возможно ли получать больше? Есть ли перспективы?

И как в таких условиях работать учителю? Особенно незащищенными со стороны государства являются сельские учителя. У них нет интернета, интерактивных досок и электронных учебников. Как и полвека назад, в их распоряжении только доска, мел и тряпка. Даже туалеты часто представляют собой деревянные сараи на улице, хотя во дворе уже давно век информационных технологий, роботизации и автоматизации.

Учителей постоянно заставляют доказывать профессиональную пригодность через тестирования, составление портфолио и другие глупые и обидные для педагогов задания. Чиновники не доверяют тому, что у учителя диплом о высшем педагогическом образовании и огромный опыт работы. Они добавляют в жизнь педагога лишнюю нервотрепку.

Например, для подтверждения первой квалификационной категории в большинстве регионов страны нужно сдать экзамен по знанию содержания преподаваемого предмета и методики преподавания. Кроме экзамена, надо удачно сдать тест по знанию законодательства РФ, информатике, собрать кучу бумажек, справок и сертификатов, подтверждающих, что учитель был участником семинаров и конференций, публиковал методические материалы и участвовал в разного рода конкурсах. За это будет прибавка к зарплате около тысячи рублей в месяц.

Классное руководство — это как вторая работа. Настолько она ответственна и отнимает уйму времени. Но прибавка к зарплате за это всего от 500 до 1000 рублей в месяц. За эти небольшие деньги учителя проводят родительские собрания и классные часы, кормят детей в столовых, возят на экскурсии и походы, заполняют кучу документации. Такой труд должен оплачиваться достойно, но учителя вынуждены работать по велению души, но без хорошей оплаты. Бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев насчет этого высказался, что учитель — это призвание, а кто не хочет трудиться в образовании, тому дорога в бизнес. Эти слова второго человека в государстве тогда очень возмутили общественность.

Еще одна наболевшая тема — это премии и стимулирующие выплаты. Такое ощущение, что администрация школы их выписывает только себе любимым и некоторым педагогам-любимчикам. Большинство же из педагогического коллектива или совсем не видят премий, или получают жалкие 500 рублей дополнительно к зарплате. Хотя они выполняют кучу работы дополнительно: остаются заниматься с отстающими учениками, а сильных учащихся делают призерами и победителями олимпиад и конкурсов. Для молодых учителей, которые только что закончили педагогические вузы, не полагаются доплаты за стаж и категорию. Поэтому они выглядят особенно ущемленными.

Положительным моментом можно выделить введение программы «Земский учитель». Президент высказался, что учитель, который уедет в сельскую местность и отработает там минимум пять лет, может рассчитывать от государства на подъемные в размере одного миллиона рублей. Но учитывая, что молодому учителю надо будет оплачивать аренду жилья, большая часть из обещанных денежных средств уйдет на жилищно-коммунальные услуги. Такова действительность в российской сфере среднего образования. Но все же большинство школьных учителей остаются оптимистами и верят в то, что задуманные реформы изменят все к лучшему.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Реклама с