В российских школах теперь существует две версии происхождения человека

02/08/2019

С 1 сентября в школьном расписании появится новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". Но общество до сих пор не договорилось: как должны проходить эти уроки? И не станут ли они противоречить биологии, физике, химии?

Несмотря на постоянные реформы в школьном образовании, никогда прежде не затрагивалась суть предметов. Менялось количество часов, методика преподавания - математика избавилась от тригонометрии, физика приобрела астрономию, природоведение и часть истории плавно перетекли в "Окружающий мир". Но в том, что человек появился в результате эволюции, сомнений не было.

Сейчас же учитель должен сказать, что это не так. И как бы он ни был хорошо подготовлен, новый предмет станет серьезной проверкой для всех нас. Общество разделилось: одни - за, другие - против. Нужны ли такие уроки? Если да, то кто и как их должен вести?

Похожие дискуссии шли еще сто лет назад, когда Закон Божий считался обязательным предметом. Простые учителя в царской России не имели права его преподавать. Хотя были предложения разрешить им это. В спор включался даже писатель Достоевский: "Без сомнения, преподавание Закона Божия в школах не может быть поручено никому другому, кроме священника. Но почему бы не могли даже школьные учителя рассказывать простые рассказы из священной истории?" 1917 год однозначно решил спор в пользу Дарвина и атеистов.
 
Заметим, никакие школьные предметы в дореволюционной России не вступали в противоречия с Законом Божьим. Двойственное положение занимало лишь естествознание с теорией Дарвина. Но тогда естествознания в начальной школе не было, а сейчас оно начинается уже в первом классе.
И почти половина школьных уроков так или иначе основаны на материалистическом восприятии мира. Как его подвести под религиозную основу?
 
К слову, у нас пока что в этом споре пострадал не Дарвин, а Достоевский: в Москве, например, новый предмет вводится за счет сокращения часов именно на литературу.
Почти 20 процентов учителей, которые с 1 сентября будут преподавать новый предмет, не готовы к этому. Новый курс требует огромных усилий: в нем слились религиоведение, страноведение, мировая культура, философия. И все это надо донести до четвероклашек!
Один учитель должен уметь вести все шесть модулей - от светской этики до буддизма. Но как быть, если сам учитель исповедует определенную религию
 
Получается, на "Окружающем мире" первоклашкам рассказывают о том, что человек - потомок первобытных людей, а в 4-м классе вдруг выясняется, что это, мягко говоря, не совсем так. .
Большинство родителей сегодня выбирают светскую этику. Родители опасаются крена в религиозное воспитание, но если бы они вникли в программу и учебник светской этики, то вряд ли были бы столь категоричны.
 
Кстати, именно учебники по светской этике никто из лучших российских философов так долго не брался писать. Слишком размыты нравственные понятия. Выходит, что учителя будут говорить об этом исходя из своих личных представлений. Кто-то сумеет, а кто-то нет. Нет, книги, конечно, написали. Но один из авторов учебника откровенно признался мне: "Слишком рано детям в таком возрасте вести столь сложные разговоры".
 
Но главная претензия педагогов - все же не к учебникам, не к заумным программам и не к оргвопросам. А в том, что, по мнению учителей, курс должен объединять. Как это сделать?
В новом предмете есть несколько общих завершающих уроков, но их ничтожно мало. И они должны быть не в конце курса, а в начале. Чтобы идти от общего к частному, а не наоборот.
 
- По новому стандарту в 4 классе будут изучаться не Основы религиозных культур и светской этики, а "Основы духовно-нравственной культуры народов России" - в учебном плане есть новая предметная область. Школы сейчас могут использовать любые учебники из перечня минобрнауки. В него вошли учебники двух видов - рассчитанные на работу всего класса и те, что разделены по модулям. К сожалению, в модульных учебниках есть огромные тексты, перегруженные деталями и понятиями. У младших школьников не сформировано историческое мышление, они не изучают географию, историю, не имеют связного представления об истории человечества. Поэтому многие факты и события трудны для восприятия. В итоге дети будут зубрить.
 
Задачу воспитания толерантности и уважения к людям разной веры лучше решать с помощью интегрированного варианта курса. К примеру, пусть в первом полугодии дети знакомятся с основами светской этики и с особенностями разных религий, а во втором - делятся на группы по выбранному модулю.
 
По материалам Российская Газета