Детские организации Москвы и Подмосковья
Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.
ПодробнееНабор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Кружки и студии.
ПодробнееОт 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.
ПодробнееГимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.
ПодробнееШирокий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!
ПодробнееПрекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!
ПодробнееЛидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.
ПодробнееСтрах принято воспринимать как нечто изначально негативное, отрицательное и мешающее нормальной жизни. Между тем, не всё так однозначно. Страх может быть как полезным, так и вредным. Это не просто чувство, а социальное явление, благодаря которому во многом и возник прообраз современной человеческой цивилизации.
Наши далёкие предки, жившие на деревьях, не могли в одиночку справиться с опасными, дикими животными и природными явлениями. Мир, в котором они жили миллионы лет назад, был переполнен всевозможными страхами, и для того, чтобы как-то справиться с ними, им приходилось объединяться в племена, народы, города, страны и т.д.
Если бы не было этого чувства, то люди, возможно, и не научились бы полноценно взаимодействовать и сотрудничать, и, соответственно, вряд ли бы появилась на свет та цивилизация, в которой мы сейчас живём. Ничто не объединяет людей так сильно, как страх, вызванный какой-то внешней угрозой (поэтому лучшим средством для объединения всего человечества, наверное, мог бы стать «межпланетный» страх, порождённый вторжением какой-нибудь недружественной инопланетной цивилизации).
Огромное значение это чувство имеет и для выживания конкретного индивидуума на этой планете. Именно страх помогает нам мобилизоваться в экстремальных, критических ситуациях, когда нам угрожает по-настоящему серьёзная опасность. Без этого чувства мы бы, наверняка, просто пропустили бы «мимо ушей» приближающуюся угрозу, что, наверняка, не самым лучшим образом сказалось бы на нашем здоровье и самочувствии.
Существует даже такое понятие, как генетический страх (страх опасных животных, «капризов природы» и т.д.), который достался нам от далёких предков в качестве «страховки» от всевозможных «первобытных» опасностей, поджидающих нас в этом мире. Так что, опредёленная доза страха необходима нам для выживания на этой планете.
Другое дело, что страх может быть как нашим союзником, так и нашим врагом. Всё зависит от того, кто кого контролирует: мы его или он нас (хотя, всё равно всех нас контролирует с помощью страха государство). Если страх способствует мобилизации сил в «адреналиновых» ситуациях, то это вполне нормальное и даже позитивное чувство. Если же он парализует и порабощает человека, превращаясь в панику, то, конечно, это принесёт больше вреда, чем пользы.
В любом случае, страх – это чувство, с которым нам придётся уживаться всю свою жизнь, и, если от него невозможно избавиться, то, нужно, хотя бы, попытаться превратить его в своего союзника и помощника. Именно этому и должны научить своих детей мудрые родители. Ну, и, конечно, им также следует помочь своим отпрыскам научиться преодолевать ненужные, пустые страхи, порождённые буйной фантазией и неординарным воображением.
В каждом возрасте детям свойственны свои разновидности страхов. У малышей они одни, у тех, кто подбирается к подростковому возрасту - совсем другие. Чего же больше всего боятся наши дети и подростки? Безусловно, у каждого ребёнка имеются свои индивидуальные страхи, но есть и общие фобии, свойственные большинству представителей подрастающего поколения.
Маленькие дети до трёх-четырёх лет, как правило, больше всего боятся темноты, высоты, воды, огня, незнакомых людей, животных, насекомых, непонятных природных явлений и проявлений человеческого организма (например, сильно испугаться вида крови), а также порождённых их фантазией мифических персонажей и монстров и т.д. Чем сильнее у ребёнка развита фантазия, тем больше у него появится воображаемых страхов, не имеющих ничего общего с реальным миром.
К 5-6 годам к этому перечню может добавиться страх смерти, страх потерять родителей, страх остаться одному и т.д. В этом же возрасте у некоторых детей появляются фобии, связанные с негативным жизненным опытом (у советских детей это был страх зубных врачей и прочих медиков, для некоторых современных малышей это тоже актуально, у тех, кто обжёгся – страх огня, кипятка, горячих предметов и т.д.)
Школьникам свойственен страх плохих оценок, страх наказаний за ошибки, страх не найти общий язык со сверстниками и т.д. Ну, а когда дети повзрослеют, их начинают преследовать другие страхи: страх не найти нормальную работу, не поступить в институт, не понравиться представителям противоположного пола и т.д.
Вряд ли нужно выстраивать какую-то особую программу борьбы с детскими страхами, особенно с их младенческими разновидностями, которые рано или поздно исчезнут сами собой. Но если вы чувствуете, что определённые фобии мешают вашему ребёнку наслаждаться счастливым детством, то, конечно, нужно что-то предпринимать.
Проще всего избавиться от пустых страхов, порождённых богатым воображением маленьких фантазёров и их незнанием природы некоторых явлений и функций человеческого организма. Для этого попробуйте использовать метод под названием «давай посмотрим вместе страху в лицо, или, не так страшен чёрт, как его малюют».
Разберитесь вместе с ребёнком, так ли уж страшно то, что вызывает у него такую повышенную пугливость. Если он боится темноты и каких-то предметов, которые кажутся ему в кромешной тьме чем-то ужасным, внимательно рассмотрите их вместе при свете дня. Пусть убедится, что это совершенно безобидные вещи, а дом – это максимально безопасное и комфортное место, где он может чувствовать себя по-настоящему спокойно.
Если этого мало, попробуйте наиболее понятный детям игровой метод. Например, поиграйте в прятки в затемнённой комнате или поищите в ней какой-то «клад». Наигравшись во мраке, ребёнок вряд ли уже будет испытывать какой-то ужас от того, что остаётся один в темноте.
Ещё лучше превратить то, чего ребёнок боится, в нечто забавное и смешное. Если он научиться шутить и иронизировать над тем, что его страшит, то, вряд ли это будет восприниматься им как нечто ужасное и смертельно опасное. Это поможет ему победить детские страхи.
Для маленьких детей имеет смысл также провести несколько познавательных лекций на тему происхождения тех или иных природных явлений (например, молнии и грома) и функционирования нашего организма. Объясните всё, что кажется им непонятным и странным с научной точки зрения (конечно, так, чтобы они это правильно поняли в силу своего возраста).
С этой целью можно даже посетить какие-то специальные научно-развлекательные лекции, которые проводятся в различных детских центрах. Многие фобии маленьких детей порождены, прежде всего, незнанием, поэтому, лучшее средство борьбы с ним – это просвещение в игровой, развлекательной форме.
Некоторые родители сами способствуют тому, что их дети начинают бояться всего подряд, запугивая их тем, что с ним будет, и кто за ними придёт, если они будут вести себя неподобающим образом. Вряд ли этот метод воспитания психологи назовут эффективным.
Ребёнок должен делать всё добровольно и по собственному желанию, а не под страхом наказания от каких-то сказочных героев и «чужих дядей». Вместо того, чтобы пугать его различными злодеями, лучше, наоборот, придумайте для него какого-то доброго мифического персонажа, который будет его не наказывать, а помогать ему бороться с многочисленными воображаемыми и реальными трудностями в этом мире.
Увлечение ребёнка всевозможными анимационными чудовищами и монстрами тоже может способствовать появлению у него различных фантазийных страхов и фобий. Лучше посоветуйте ему смотреть что-то более позитивное, жизнеутверждающее и лишенное всевозможных ужасов.
Отличное средство борьбы со страхами маленьких детей – это различные виды творчества (рисование, литература, музыка и т.д.) Если ваш юный герой попробует нарисовать то, чего он больше всего боится, или напишет с вашей помощью про это песню и сказку, то вряд подобные «ужасы» и дальше будут оказывать на него какое-то сильное воздействие. Подобным образом, вы не только избавите его от различных страхов, но и поможете найти ему творческое призвание в жизни.
Хорошо помогает избавляться от пустых страхов и достаточный уровень физической активности. Начав заниматься спортом, ваш ребёнок станет сильным не только физически, но и психологически, и сможет лучше контролировать свои эмоции, и даже будет способен самостоятельно победить некоторые свои фобии.
Достаточная занятость в секциях и кружках также не оставит ему времени на размышления о том, чего он до недавнего времени так боялся. Он просто забудет про все свои страхи в этом круговороте увлечений, и на фоне огромной усталости будет мгновенно засыпать, так что, у него больше не будет поводов бояться темноты и населяющих её «монстров».
Между тем, далеко не всегда нужно избавлять детей от преследующих их фантазийных страхов. Например, знаменитый писатель Стивен Кинг до сих пор боится очень многих проявлений этого мира (темноты, привидений, пауков, жуков, крыс, змей и т.д.). Смог бы он написать такое количество «ужасной» литературы и развить такое невероятное воображение, если бы его вовремя избавили от преследующих с детства фобий – это большой вопрос.
Как только ваш ребёнок начнёт посещать школу, то у него могут появиться совершенно новые поводы для страха. Вряд ли в этом возрасте он будет бояться темноты и каких-то мифических монстров (если он, конечно, не будущий писатель, подобный Стивену Кингу). Зато вполне реальный ужас у него может вызвать то, что с ним сделают его родители, если он будет учиться на одни «двойки».
Страх наказания за ошибку – это самая большая ошибка системы образования и невежественных родителей. Именно так в детях уничтожают страсть к творческим экспериментам и креативному мышлению. Как открыть что-то по-настоящему новаторское и оригинальное, не совершая ошибки и просчёты?
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал по-настоящему творческой и креативной личностью, смело экспериментирующей в различных сферах деятельности, то вы должны не наказывать, а поощрять его за ошибки. Под страхом наказания невозможно воспитать по-настоящему свободную и уверенную в себе личность.
Конечно, далеко не с каждым видом детского страха нужно бороться. Что делать со страхом смерти, который свойственен не только детям, но и взрослым? От этого страха не получится избавиться так же просто, как от страха темноты или мифических монстров.
Можно лишь принять этот страх, как нечто неизбежное, и объяснить ребёнку, что именно смерть придаёт нашей жизни смысл, и без неё вряд ли у нас был бы стимул что-то делать в ближайшие пятьсот лет. Поэтому думать нужно не о смерти, а о том, как прожить яркую, красивую, счастливую жизнь, полную увлекательных событий и приключений, и, при этом, не особо навредить окружающим людям и эко-сфере планеты Земля.
В этой жизни у вашего ребёнка будет немало экстремальных ситуаций, когда он будет испытывать по-настоящему сильный страх. Каким бы смелым он ни был, вряд ли ему удастся полностью избавиться от этого чувства. Как только он повзрослеет настолько, чтобы понимать какие-то серьёзные вещи, объясните ему, что страх может быть как его союзником, так и врагом, и он должен научиться контролировать это чувство. Именно это отличает смелых людей от трусов, которые испытывают один и тот же уровень страха.
Поэтому, в какую бы переделку он не попал в будущем, как бы ребёнок не боялся за свою жизнь, пусть никогда не позволяет страху превратиться в панику и парализовать умственную и физическую активность.
Пусть это чувство, наоборот, стимулирует на подвиги, на то, чтобы показать максимум того, на что способен человек. Преодолевая страх он должен научиться использовать негативную эмоцию как дополнительный "легальный допинг", благодаря которому реально добиться гораздо большего, чем в «нормальном» состоянии.
Если же вы столкнулись с противоположной проблемой, и ваш ребёнок абсолютно ничего не боится, то это тоже может быть опасным, поскольку он будет напролом идти навстречу всевозможным угрозам, совершенно не представляя себе будущие последствия. Определённая доза страха явно не помешает ему в жизни. Научите его «чуть-чуть» бояться некоторых коварных явлений этого мира, и тогда он сможет лучше их контролировать и быстрее с ними справляться.
Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.
ПодробнееНабор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Кружки и студии.
ПодробнееОт 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.
ПодробнееГимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.
ПодробнееШирокий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!
ПодробнееПрекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!
ПодробнееЛидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.
Подробнее