Вопрос
Добрый день! Моя дочь (4,2 года) легкая, общительная девочка, но никак не привыкнет к детскому саду. Раньше мы ходили в частный садик, где маленькие группы и две-три воспитательницы, и всего на 2,5 часа. Ей там нравилось, не плакала, не хотела уходить домой. Сейчас пытаемся ходить в муниципальный сад, где 20 человек детей и одна воспитательница. Дочь плачет при расставании, говорит, что очень по мне(маме) скучает, говорит, что воспитательница злая и что детский сад она ненавидит. Пыталась отдать ее на ритмику. Первое занятие прошло на ура, ей все понравилось. А на втором занятии она вдруг чего-то испугалась и с плачем отказалась идти, аргументируя, что она сильно устает, хочет есть и еще какие-то причины и будет сильно скучать по папе (он уговаривал ее, что весь это час, пока идет занятие, он будет сидеть под дверью). Она ждала этого занятия и спрашивала о нем каждый день. Дома я ее отругала за то, что она так резко передумала и не пошла заниматься, а наверное не надо было:(. Не знаю, как быть. С одной стороны, говорят, не надо поддаваться на манипуляции и потакать капризам и рыданиям. С другой, боюсь причинить ей вред и психолог. Травму. Интересно, что раньше в 3 года она в сад ходила (правда, несколько дней всего) с удовольствием, даже на сон там оставалась и совсем не плакала. Потом мы ее снимали на полгода(из-за болезней младшей дочери), а когда отдали снова, почему-то она стала худше ходить, чем раньше. И с частным садом никакого дискомфорта она не испытывала. А тут возник какой-то страх новых людей ,что ее будут ругать, что она устанет и будет сильно скучать. Это адаптация?
Спрашивает: Ирина
Ответ
Здравствуйте, Ирина! Разумеется, адаптационный период дети проходят каждый раз в начале учебного года, независимо от того, первый раз они пришли в детский сад или уже посещали его раньше. Правда, этот период будет сокращаться со временем и самая серьезная и продолжительная адаптация, безусловно, будет только в первый год, когда для ребенка все ново, дальше, когда посещение детского сада уже для ребенка привычно, ему нужно будет только встроиться в режим после лета, и все пойдет своим чередом. В вашем случае, девочка очень большой промежуток времени провела дома, отвыкла от сада, и само собой, когда она оказалась там снова, то «стала ходить хуже, чем раньше». Тем более до этого у нее был непродолжительный опыт посещения сада, а еще раньше она и вовсе ходила в другой сад (частный, ненадолго и с небольшими группами), где ей явно было комфортнее. В смысле того, чтобы отличить рядовые слезы и истерики адаптации от возможной психологической травмы, вам нужно внимательнее присмотреться к поведению своей дочери. Адаптационные реакции в течение месяца-двух идут на спад, причем динамика наблюдается в течение пары недель (первую неделю ребенок, допустим, плачет, а на второй неделе плачет только в первый день, затем наблюдается «скачок» в нормализации поведения, ребенок может хныкать или быть расстроенным, но не так сильно, как это было в первые несколько дней посещения сада). Если же ребенок категорически не привыкает к детскому саду, то это обычно видно: он безутешен, не успокаивается (плачет каждый день, не привыкает), начинает переживать и плакать еще дома, расстраивается при упоминании детского сада и т. п.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог