Детские организации Москвы и Подмосковья

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

Родителям дошкольника иногда приходиться решать, готово ли их чадо к поступлению в школу или лучше дать ему еще год детства и одновременно поднатаскать к учебе.

1 сентября, день знаний

Некоторые взрослые ошибочно полагают, что детей надо отдавать в учебное заведение с раннего возраста (5-6 лет). Однако если детская психика окончательно не сформирована, то школьный режим с его нагрузками может пойти во вред для развивающихся способностей ребенка, привести к переутомлению и повысить нервозность.

Если дитя с трех лет умеет читать, считать и знает назубок алфавит — это еще не говорит о его психологической готовности перейти с игрового вида деятельности на учебную. Для учебы важно быть социально-психологически подготовленным, уметь длительно концентрировать внимание, произвольно запоминать, а также иметь стойкий интерес и тягу к знаниям.

Психологи утверждают, что оптимальный возраст для школы — 6-7 лет. Но, учитывая индивидуальные особенности детского развития, взрослым стоит прежде посоветоваться с врачами, учителями и психологами.

А также обратить внимание на следующие пункты.

Физиологическая готовность ребёнка

Определяется, как правило, врачами при заполнении медицинской карты. При этом учитывается, насколько ребенок:

  • здоров;
  • физически развит;
  • биологически соответствует своему фактическому возрасту.

В карте фиксируются все необходимые данные о росте ребенка, его весе и прочие показатели. Зачастую это формальная процедура, но при желании можно обследоваться обстоятельно, после чего — обратиться к доктору за рекомендациями для малыша касаемо школьного обучения.

Задержитесь немного у невролога и выясните нюансы поведения вашего дитя. Это необходимо для лучшего понимания дошкольника и поддержания его на стадии школьной адаптации.

Поход к врачам — утомительное дело. Дети часто не выдерживают, устают и капризничают. В день лучше ограничиться 1-2 врачами.

Психологическая готовность

Включает:

1. Интеллектуальное развитие.

Требует особого внимания со стороны родителей и педагогов. Имеются в виду:

  • познания из области естествознания, способность к чтению, письму, счету, знание алфавита и цифр;
  • запас слов, речевые способности (рассказ, пересказ, анализ, диалог), развитость памяти;
  • обучаемость.

2. Мотивация.

Что лежит в основе совершения малышом тех или иных действий/поступков, что обуславливает его наклонности: почему он стремиться учиться и т.д. Понимает ли он, насколько нужен и важен школьный период в его жизни? Интересно ли ему узнать и научиться делать что-либо новое?

3. Развитие эмоционально-волевых качеств.

  • Ребенок должен управлять своим поведением (самоконтроль), адекватно общаться со старшими, концентрироваться над выполнением какой-либо задачи.
  • Вопросы педагога должны восприниматься ответственно, как учебные требования, а не как неформальное общение.
  • Очень часто в наше время многим детям не хватает силы воли, к примеру, чтобы заставить себя приготовить уроки, выполнение которых может часами оттягиваться: то усталость, то компьютер, то мультик и т. п. Родителям придется в таком случае прибегнуть к мерам воспитательно-ограничительного воздействия. Подходящее время для уроков требуется включить в график и стараться неуклонно его придерживаться (в этом тренировка дисциплинированности). Но в то же время подход должен быть гибким. Возможно, если раньше дневной сон был необязательным, то после занятий потребуется немного вздремнуть.
  • Важны вера в способность к хорошей успеваемости, поощрения и уверения малыша, что он день ото дня делает прогресс в учебе, и по окончанию уроков его ожидает много других занимательных учебных дел.

Социальная готовность

Взаимодействие с другими ребятишками в коллективе не должно быть конфликтным: дошкольнику необходимо уметь общаться, договариваться и вообще относится к сверстникам дружелюбно и по-товарищески.

При наблюдении за будущим учеником целесообразно оценить:

  • насколько он способен к общению с другими учениками, активно ли участвует в игре или ждет приглашения в нее;
  • понимает ли он, что общаться со взрослыми, педагогами, одноклассниками нужно соответствующим образом;
  • склонен ли он к отстаиванию своих интересов, понимает ли он, что его сверстники/коллектив могут иметь свои интересы.

Подобные навыки свойственны главным образом ребятишкам, имевшим опыт детского сада. Однако у категории «домашних» детей не всегда наблюдается меньшая развитость социальных навыков. Ведь и «детсадовские» малыши порой испытывают сложности с общением.

Проверять, насколько дитя готово к школьному обучению, сугубо зависит от желания родителей. Многие работники детских садов, школ и дополнительных обучающих курсов могут поспособствовать сбору всех необходимых сведений о дошкольнике. На практике это выглядит в форме игры-тестирования с различными заданиями, выполнение которых не оставляет равнодушными детей.

Сперва может показаться, что все довольно непросто и запутанно. Но на самом деле это только так выглядит и все гораздо проще. Степень подготовленности к школе — это лишь общий, усредненный показатель.

Учеба — это естественный процесс в жизни любого человека. И родительская миссия состоит в понимании, поддержке, помощи и просто нахождении рядом со своим чадом.