Детские организации Москвы и Подмосковья

реклама в

Образовательные программы детских садов

 

Программа «Вдохновение» под редакцией И.Е. Федосовой.

Программа предлагает построение образовательной деятельности на основе научно обоснованных подходов, учитывающих данные российских и зарубежных современных исследований в области психологии, педагогической психологии, психофизиологии, нейрофизиологии и других научных направлений в области детского развития.

Программа интегрирует лучшие достижения и практику отечественной и зарубежной дошкольной педагогики, предлагая оптимальное сочетание традиций и инноваций.

Особенности и задачи программы:

  • Основная идея – детский сад должен стать мотивирующей образовательной средой для малыша, помогающей наилучшему развитию и раскрытию его способностей и талантов.
  • Важный аспект программы – помочь ребенку развиваться в соответствии с совершенно новыми требованиями современного общества, такими как способность к позитивному взаимодействию с другими людьми, инициативность, активность, умение и желание учиться, умение принимать на себя ответственность, креативность, готовность к созданию и применению инноваций.
  • Также программа исходит из научных исследований, доказавших, что именно в период дошкольного детства закладывается основа более сложных качеств, необходимых в жизни: высокой способности к концентрации, логико-аналитическому мышлению, готовности и способности к ориентации в неопределенном, изменяющемся окружающем мире и адаптации к нему, готовности и способности к самостоятельной постановке и решению задач с учетом контекста их возникновения, ориентации в сложных взаимосвязях, высокой психологической устойчивости.
  • Большое внимание здесь уделяется еще одному важнейшему участнику процесса – педагогу и его способностям, знаниям и вдохновленностью идеей: такой педагог понимает процессы развития ребенка, обладает хорошей научно-методической подготовкой и, получая удовольствие от своей работы, будет стремиться достигать хороших результатов каждый день. Таким педагогам Программа дарит вдохновение, серьезную научно-методическую базу, яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик, необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, позволяющую выстраивать педагогический процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
  • Также программа интересна тем, что в разделе «Основные теории развития и их значение для образования и воспитания» даётся возможность глубокого погружения в различные открытия психологии о развитии детей, причем в увлекательной форме, с примерами. Это способствует более глубокому пониманию сущности и задач работы с детьми, помогает увидеть причинно-следственные связи в своей педагогической практике.
  • В программе поставлена задача «познакомить» детей с самими собой и привить навыки выбирать правильный и счастливый образ жизни. В качестве примера, детям помогают научиться расслабляться (если трудно заснуть), воображать, познавать самого себя (как устроено моё тело, какие у меня есть чувства, на что я способен и т.д.)

 

 

Программа "Детский сад 2100" Под научной редакцией Р.Н. Бунеева

Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования, она прошла апробацию в 37 субъектах Российской Федерации. Это комплексная программа воспитания и развития дошкольников, она является структурным компонентом системы «Школа 2100», разработанной по принципу единого непрерывного образования.

Звенья этой непрерывной цепи не только должны быть связаны друг с другом, но каждое из них должно являться основанием для последующего.

Особенности и задачи программы «Детский сад 2100»:

  • Ключевая особенность программы – реальное решение проблемы непрерывности дошкольного и начального школьного образования. Современный детский сад синхронизирует процессы воспитания и обучения, которые начинают взаимно дополнять друг друга, а не противостоять друг другу, а также обеспечивают богатое развитие детей. Ребенок верит в свои силы, учится быть успешным, видит свой потенциал, становится субъектом своей жизни. Все это, несомненно, облегчает ребенку прощание с детским садом и поступление в школу, а также сохраняет и развивает в нем интерес к обучению в новых условиях.
  • В детском саду создаются условия для гармоничного развитие личности ребенка, его познавательной сферы (памяти, мышления, речи, воображения), эмоциональной сферы, а также опыта самопознания и формирования цельного мировоззрения.
  • Результатом воспитания ребенка в детском саду должно стать осознание им самого себя, своих особенностей и возможностей, раскрытие своего индивидуального потенциала, умение сотрудничать с ровесниками и взрослыми, общаться с ними, привычка к ведению здорового образа жизни, к занятиям физкультурой, а также психологическая и функциональная готовность к школе.
  • Дошкольники, которые воспитываются по этой программе, умеют четко отстаивать свою точку зрения, они независимы, общительны, раскрепощены и открыты миру. Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать. Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями, состоящими из нескольких частей и включающими в себя внушительный объем знаний и занимательных заданий.
  • Формирование познавательной мотивации у детей за счет такой организации их деятельности, чтобы они сами могли совершать открытия и узнавать что-то новое, решая доступные проблемные задачи, преодолевая посильные трудности интеллектуального и личностного характера. • Опора на предшествующее развитие и обучение творчеству развитие у дошкольников навыка самостоятельного решения проблемных ситуаций и нестандартных задач.

Перечень занятий в рамках развития познавательной сферы:

  • развитие речи;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • введение в математику;
  • введение в информатику (только в старшей и подготовительной группах);
  • введение в художественную литературу;
  • риторика (только в старшей и подготовительной группах);
  • изобразительная деятельность;
  • синтез искусств, а также
  • конструирование;
  • лепка и аппликация.

 

 

Программа «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтунен

Эта программа создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии с Федеральной Государственной Образовательной Системой (ФГОС) дошкольного образования.

В конце 20 века в нашей стране наметился деятельностный и конструктивистский подход к образованию, означающий переход от авторитарной парадигмы взаимоотношений учителя и ученика к гуманистической. Ребенок постепенно становится субъектом образования, а не объектом воздействия на него взрослых.

Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к образовательному процессу в детском саду и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори.

В России первый детский сад по системе Монтессори был открыт в 1913 году русской учительницей и ученой Юлией Ивановной Фаусек. А с 1991 года в нашей стране начала развертываться новая волна детских дошкольных и начальных школьных организаций, продолжающих эту традицию. В настоящее время в России их насчитывается более 2000.

Особенности и ключевые идеи программы по системе Монтессори:

  • Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя особые периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания.
  • Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы.

Философский аспект системы.

Мария Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему.

Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания — впитывающим разумом, строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.

Психологический аспект системы.

Следуя идеям природосообразности развития детей, Мария Монтессори предложила собственную возрастную периодизацию. Особо она выделяла период от рождения до 6 лет — годы проживания ребенком основных сенситивных фаз: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а также освоения социального поведения.

Педагогический аспект системы.

Центральная идея - признание права ребенка на естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Педагоги выстраивают открытые и доверительные отношения с детьми и целенаправленно формируют культуру дружественных и доброжелательных отношений между самими детьми, а также между детьми и взрослыми.

Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии с предметно-пространственной развивающей образовательной средой. Задачами педагога являются создание такой среды, организация свободной работы детей в ней и исследование течения их жизни в группе.

 

 

Программа «Детство»

Разработана в 2013, и дополнена в 2014 году преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Авторы позиционирую данную программу как программу обогащенного развития дошкольников, помогающая единому процессу социализации и индивидуализации личности ребенка через осознание им своих потребностей, возможностей и способностей.

Стоит отметить, что развитие таких первичных навыков самопознания очень поможет малышу в развитии нахождении своего места в мире.

Особенности и задачи программы:

  • создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром и творческой самореализации;
  • развитие в ребенке самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, уверенности в себе и на формирование ценностных ориентаций;
  • воспитание гуманного отношения к миру и к людям, эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию;
  • пробуждение в ребенке творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
  • взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
  • приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
  • приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки;
  • программа ставит ребенка в центр образовательных практик и взаимодействий, и что важнее всего – ребенок является источником собственных изменений

 

 

Программа «Истоки» под научной редакцией М.Н. Лазутовой и Л. А. Парамоновой

Основные положения программы и её отличия:

  • В основу программы положена концепция психологического возраста, что позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Суть концепции состоит в том, что у каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возникающих в системе отношений ребенок-взрослый. Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап.
  • Программа направлена на обогащение, а не на искусственное ускорение развития ребенка. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
  • Занятия с детьми разработаны по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое и физическое развитие. Особое внимание уделяется развитию интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; знакомству с видами искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство); совершенствованию функциональных возможностей детского организма.
  • Формы работы на занятиях отличаются многообразием: показ и объяснение, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как одно из важнейших средств самостоятельного познания, использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей и пр.
  • Для успешной реализации поставленных задач в качестве ориентира для педагогов даны показатели развития детей на каждом ступени детства (для 1 года, 3-х, 5-ти и 7-ми лет).

Ниже приведем основные задачи программы:

  • обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка;
  • формирование у него базового доверия к миру;
  • развитие универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества;
  • создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

 

 

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Программа является основной среди дошкольных учреждений РФ. Это инновационный образовательный программный документ, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа построена на позиции гуманно-личностного отношения к ребенку, направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Особенности программы и её приоритеты:

  • через образовательный процесс происходит постепенное приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры: знание, мораль, искусство, труд.
  • воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;
  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
  • воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру;
  • развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, формирование отношения к обучению как к одной из ведущих жизненных ценностей;
  • забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек;
  • индивидуальный подход к ребенку, учитывая его особенности и подбирая формы и способы взаимодействия с ним (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Занятия с детьми проходят по следующим направлениям:

  • Познавательно-исследовательская деятельность (развитие первичных представлений об окружающем мире, сенсорное развитие, проектная деятельность, дидактические игры).
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Развитие речи (формирование словаря и связной речи).
  • Приобщение к художественной литературе.
  • Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, ИЗО, конструирование, музыкальное развитие).
  • Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура).

 

 

Программа «Радуга» (Научный руководитель: Е. В. Соловьёва)

Особенности и основные тезисы программы:

  • Охватывает все аспекты развития ребенка начиная с 2 месяцев.
  • Психологически ориентирована.
  • Программа направлена на содействие своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка и помощь в радостном и содержательно прожить своё детство.
  • Цель - поддержать у детей стремление к познанию, общению, созиданию, а в старшем дошкольном возрасте — к учению
  • Особое внимание уделяется формирование способности к самостоятельной постановке ребёнком целей, оценке результата своей деятельности и вложенного труда, к волевому контролю своего поведения.
  • Программа основана на принципе уважения взрослого к каждому ребёнку, что развивает в детях чувство собственного достоинства уверенность в своих силах, способностях, возможностях. Эти качества способствуют успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей.
  • Программа содержит подробные характеристики ключевых особенностей, задач, критериев развития и поведения каждого «микроэтапа» в развитие ребенка от рождения и до 8 лет - речь, мышление, сознание, эмоции, память, восприятие, внимание, проявление ребенка через деятельность, особенности изменения сознания и особенности формирования личности. Такой точный и подробный подход поможет педагогам лучше понимать, чувствовать и взаимодействовать с каждым ребенком и содействовать его развитию и полноценной жизни в саду.

 

 

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева

Почему Программа названа «тропинками»? Потому что именно по ним ребёнок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь.

Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребёнок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста.

У «тропинок» есть три особенности:

  1. «тропинки» не представляют собой чего-то уже готового и проторённого. Ребёнку вместе со взрослым приходится достраивать их.
  2. по «тропинкам» ребёнок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, освоенной человечеством действительности. «Тропинки» приводят ребёнка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира.
  3. «тропинки» пересекаются и тесно переплетаются друг с другом.

Например, на занятиях по формированию математического мышления (раздел «Познавательное развитие»), развитию изобразительной и музыкальной деятельности (раздел «Художественно-эстетическое разви тие»), речи и речевого общения активно культивируются двигательно-творческие возможности детей.

В программе воплощены великие философские и психолого-педагогические идеи И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Брушлинского и их последователей.

Основные идеи, на которых построена Программа «Тропинки»:

  • Основное внимание уделяется развитию воображения детей как универсальной способности и главного психологического достижения дошкольного детства.
  • В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры, у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.
  • Выделение ценности дошкольного детства как особого явления в жизни человека.
  • Ключевая для Программы мысль Э.В. Ильенкова о том, что способность к воображению проявляется не только в создании новых образов действительности, но и в умении смотреть на мир (включая самого себя) «глазами другого человека», шире — всего человеческого рода.
  • Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать, смогут справиться с собственным страхом при освоении новых действий и т. п., ведь их соавторами и советчиками будет всё человечество, пусть они об этом и не догадываются. Дети с развитым воображением жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего к самим себе. Воображение избавляет детей (да и взрослых) от самого страшного — внутреннего одиночества. Человеку с воображением интересен не только окружающий мир, но и другие люди, а главное — он сам.