Вопрос
Здравствуйте! Мне очень нужен совет. Моей дочке 5 с половиной лет. Единственный ребенок в полной нормальной семье. Девочка хорошо развита, я с ней всегда много разговаривала, всегда шла на контакт. Я давно обратила внимание на плохое поведение дочери. Водила ее к психологу. В три мне сказали, что это кризис 3 лет, в 4, что вариант нормы. А в результате я просто не знаю что с ней делать. Я противник физического насилия, но порой хочется не то, что дать ремня, а просто выкинуть из дома за ее выходки. Я стала много кричать и ругаю себя за это, но порой я просто не зню как реаировать иначе. Доченька ходит в садик до обеда без сна. Спать днем она у нас отказалась с 2 лет и 2 месяцев. В саду, когда пробовали несколько раз оставлять ее со сном, начинался сущий ад, вечером уложиь было практически невозможно, даже если она просто лежала и честно старалась заснуть — не могла, а после того как засыпала наконец то она кричала по ночам (всю ночь напролет), я просто сидела около нее и гладила-успокаивала всю ночь, утром она билась в истерике у двери, чтоб не идти в садик. Я не стала издеваться над ребенком. Мы стали водить ее в садик до обеда. Проблем с садом не стало. Относительно легко встает, нормально идет. В саду на нее воспитатели не нарадуются, говорят, что послушная девочка и делает все, что ей говорят. Вожу дочку на танцы (2 раза вделелю по 1 часу) уже 2 года, не скажу, что она в восторге, ленится часто, но идет и ходит наанглийский (2 раза в неделю по 45 минут) чуть более полугода, аглийский ей очень нравится (он в игровой форме для деток) ходит с большим удовольствием, в этом году упросила отдать ее в нулевой класс фотрепиано (2 занятия в неделю по 30 минут без домашних заданий), я считала, что пианино ей рано, но уж очень она просила, пока ходит с удовольствием. Все учителя ее довольны! Все говорят. что если бы все ученики были как моя девочка, они были бы счастливы! А еще один кружок веду я с детьми 5-7 лет. она тоже стала ходить 2 раза в неделю (прикладное творчество, делаем с детишками поделки). В принципе у меня как у преподавателя вопросов по поведению к ней тоже нет!!! Все делает, все успевает, галдит как все детишки в творческом процессе! Но дома... Мне порой просто жить неохота... Ребенокстановится неуправляемый. Она стала орать на нас с мужем. Может ударить или просто стоять и колотить нас. Кричит страшные вещи, что мы ей не нужны, орет ТЬФУ НА ВАС!!! На практически любую самую безобидную просьбу ором отвечает НЕТ!!! Ловлю себя на том, что на работе мне с 10 детьми легче, чем дома с одной и любимой. Ставим в угол. Когда идет, а когда нет и все. Беру ремень, а она мне А Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ. Иной раз тресну (потом там жалко ее, руки себе оторвать хочется), а она мне БЕ-БЕ-БЕ и еще рожу скорчит , и добавит А МНЕ И НЕ БОЛЬНО! Я говорю, что не ужели хочется, чтоб больно было? Сколько всего переводит в доме, это вообще отдельная тема. В ванной регулярно, то зубной пастой зеркало вымажет (вчера вот по пузу себе размазала ее), то пузырек шампуни на голову кукле выльет просто, причем все побыстрее, знает, что нельзя. Ну маленькой все спокойно объясняла, но в 5 то лет можно уже понимать??? КОгда в три года она мне яйцми кидалась, я объясняла, что так делать нельзя. Но сейчас уже ведь большая девочка, продукты переводит немерено. Только отойдешь на пять минут и все пол литра молока, несколько яиц, пол кухни в муке. Я ей всегда говорю, ну давай вместе!!! Но ей интересно и вместе и самой потом. Неделю назад "заварила чай", пол пачки залила холодной водой, просто на выброс и это всегда, постоянно что-то. Гостей уже стесняюсь. Пока люди новые она вроде держится, как только поняла, что свои, все... понеслось. На столе руками из салата выковырять любимую маслинку — да не вопрос! Ну куда это годится? Ей люди уже стали делать замечания посторонние, де как можно так с мамой разговаривать, но на нее это не действует. С мужем стараемся придерживаться одной тактики в воспитании, если он наказал, я стараюсь не лезть, он тоже. То есть вариант пользования не прокатывает у нее. Но ей это и до лампочки. Последнее время чуть, что не по ее картинно падает на конени на пол и валится снопом, истерит. Пример: вчера просила взять коляску с собакой на музыку. Я в принуципе была не против, но утром еще поставила условие навести относительный порядок в комнате. Под относительным порядком у нас в семье подразумевается, что на полу не должно валяться ничего. Когда прошу идеальный, то должны быть разложены игрушки еше на спинке дивана, пианино и убрн стол в детской. У нас с ней такая договоренность. Несколько раз в течение дня я ей об этом напоминала. В комнате бардак уже неделю почти был. Предлогала свою частичную помощь, но когда вижу, что я убираю, а она садится и играет, я разворачиваюсь и ухожу. В итоге мне свинюшник осточертел и все, что валялось на полу я выбросила (исключение составили какие-то игрушки, которые мы с мужем собрали в мешок и убрали из комнаты, ведь раз валяются на полу, значит не нужны). Поистерила, конечно, но не долго. Попросила вернуть мячик любимый — вернули ибо по сути ему и место на полу, все остальное убрали на чердак. а потом она собирается на музыку и собрала коляску с собакой. Я запретила, ведь в комнате она не навела порядок, его навели мы с мужем. Истерила минут двадцать. Валялась на полу, орала на нас, обзывала дураками. Ужас! В итоге я накричала! Ну ведь вымотала все нервы! Ушли без коляски. По дороге спрашиваю не стыдно ли ей, говорит стыдно, но не знает почему она так себя ведет. Навопросы как бы она реагировала. если бы она была мамой и ее вот так ребенок не слушался бы, говорит, что все понимает, так же наказывала, что понимает, что виновата, но ничего с собой поделать не может. На занятиях вела себя как примерная девочка, домой пришли снов истерика, одеваться не хочу, раздеваться не буду, зубы чистить непойду и так далее. Муж в отпуск пошел, говорит кошмар, дома неохота находиться, а я в таком цейтноте живу. Я просто не знаю, что я делаю не так. Получается, что у меня нет авторитета. Зато у меня есть диабет и мне нельзя нервичать, а от осознания отсутствия этого самого авторитета, я нервничаю еще больше+ее истерики. Я так устала. У меня была тяжелая беременность, мне нельзя было вставать совсем, я девять месяцев практически полностью лежала. Должна была быть двойня, но на маленьком очень сроке один ародыш не удержался и я все 9 месяцев молила Бога, чтоб все было хорошо. Потом кесарево с осложнениями (после стимуляций и диагноза бесплодие, после 2 операция и 2 стимуляций яичников), потом заново училась ходить, ребенок болезненный с кучей проблем, бесконечные массажи и борьба за ее здоровье. К двух годам невролог мне сказал Я СНИМАЮ ПЕРЕД ВАМИ ШЛЯПУ. Я думала станет легче. Но когда мне мой любимый ребенок орет с ненавистью в глазах ТЫ МНЕ НЕ НУЖНА, мне становится не нужно ничего. Мне росто хочется выть или сбежать куда-то. Я не могу передать этих чувств любовь и отвергнулость вкупе, это такая горечь и боль, что слезы текут сами. Мне дают разные советы, кто то говорит перерастет, кто-то, что лупить надо как сидорову козу. Но просто ждать когда перерастет я сомневаюсь, что это правильно, а лупить не могу. и от бессилия я кричу, несколько раз поймала себя на том, что стала ее обзывать то заразой, то дурочкой, то бестолковой. Но парадокс в том, что она ни то, ни другое, ни третье. Но я просто не знаю как еще реагировать, когда тебе в глаза говорят НЕТ, Я НЕ БУДУ, разворачиваются и уходят. Я, конечно. говорю, АХ ТАК, НУ, ЛАДНО, ПОДОЖДИ У МЕНЯ. А чего ждать??? Если я сама не знаю что дальше делать. Извините за сумбурю Просто с утра уже вытрясла из меня всю душу. В сад сейчас не вожу из-за соплей. Скажите как реагировать нам, родителям в таких ситуациях, как правильно себя вести? Заранее спасибо!
Спрашивает: Куковкина Татьяна Андреевна
Ответ
Здравствуйте, Татьяна Андреевна!
Границы дозволенного должны быть ребенку понятны, ясны и эти границы должны быть железобетонными. Если какое-то поведение, которое ребенок демонстрирует, вы считаете недопустимым, вы должны приложить все усилия, чтобы повторения этого не допустить. Да, не допустить недопустимое — это тавтология, но именно так дети учатся тому, что можно, а что нет. Они пробуют всякое, иногда потому, что таково их настроение, иногда, чтобы просто проверить, «прокатит» или нет, иногда, чтобы привлечь внимание и пр. Но то, останется ли то или иное поведение в арсенале ребенка, зависит только от реакции родителей.
Дети очень хорошо чувствуют разницу между тем, что допускается, а потом осуждается, не ободряется, за что накажут, и тем, что не допускается в принципе. Пока вы показываете своей дочери своей реакцией, что её поведение возможно (она его часто и повторяет), но вам не нравится, пусть даже очень. Вам не нравится, вы злитесь, вы готовы её ударить, вы сами плачете, но негласно даете девочке разрешение сделать так же снова и снова. Вы сильно переживаете, вы показываете дочери, как вы недовольны и расстроены, она это видит, но нежелани
Настройтесь решительно. Каждый раз вести себя нужно будет одинаково — быстро и строго сообщать, что так дело не пойдет и чисто физически блокировать возможности для продолжения.
Подготовьте окружающую среду — уберите продукты повыше, следите за дочкой во время чистки зубов и принятия ванны и пр. Обострите своё внимание, следите за девочкой чаще.
Когда дочь только замахивается, чтобы вас ударить, вы перехватываете её руку (не давая осуществить задуманное), говорите «меня бить нельзя» (ну или что-то в этом роде, как вам самой покажется лучше и ближе), и уходите «с поля боя». Вообще в любой подобной ситуации старайтесь или устранять девочку, или устраняться самой, смотря что будет наилучшим образом препятствовать продолжению происходящего безобразия.
На слова из серии «ты мне не нужна» не стоит обращать серьезного внимания, дети максималисты и часто склонны говорить очень обидные вещи, совершенно не отдавая себе отчета в том, что значат сказанные ими слова. Не принимайте всерьез, разумеется, вы ей нужны. Но сообщить, что таким тоном вы не позволяете с вами разговаривать, обязательно надо. Придумайте какое-то клише вроде «таким тоном я разговаривать не буду, будешь готова пообщаться нормально, приходи, я тебя жду» и повторяйте это каждый раз, когда девочка будет разговаривать с вами невежливо, ругаться, обижать вас. После того, как скажете, тоже уходите.
Как правило, это действует на детей впечатляюще, ну и кроме того, они действительно теряют саму возможность продолжать. Поначалу вам будет сложно, но со временем вы привыкнете реагировать подобным образом, а дочь постепенно привыкнет к тому, что какие-то формы поведения недопустимы и перестанет применять то, что «не работает», как это делает большинство детей.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог