Вопрос
Добрый день! У нас такая проблема:дочке 7,5 лет, ходит в первый класс. Утром, когда причесываем волосы-просит заплетать туго, и чтобы не торчало ни одного волоска, даже если это просто хвостик. Затем все переходит в сильный крик и плачь, в школу опаздываем. Если этого не случилось утром (иногда, редко она может себя контролировать) то происходит в течении дня, просто просит переплести перед тренировкой например. Это продолжается месяца 2. Раньше закалывала много заколок вокруг головы и на этом все, а сейчас этого ей кажется мало. Подскажите пожалуйста, что делать?
Спрашивает: меренкова елена александровна
Ответ
Здравствуйте, Елена Александровна!
Ваша дочь достаточно взрослая для того, чтобы можно было предложить ей алгоритм совместного решения проблем, который состоит в том, что вы озвучиваете ребенку некоторую проблему и предлагаете взять совместную ответственность за ее решение (а не просто сами как взрослый и родитель думаете, что же делать).
Сообщите дочери, как вы видите проблему со своей стороны, поделитесь своими переживаниями и предложите вместе подумать, что можно сделать. Возьмите лист бумаги и записывайте все варианты, которые приходят в голову. Если девочка застенчива, начните первой и предложите самый фантастический вариант, например, «было бы здорово, если бы волосы сами заплетались быстро и так, как тебе нужно». Если ребенок легко фантазирует сам, оставьте право первого предложения дочери.
После того, как будет перечислено достаточное количество разных вариантов решения, все из них нужно будет проверить на реальность, фантастические версии будут вычеркнуты, а оставшиеся реальные способы решения проблемы помогут вам, во-первых, чуть по-другому взглянуть на ситуацию, и во-вторых, разработать план дальнейших действий.
Выберите два-три решения, договоритесь, кто из вас будет отвечать за что, и что будет, если обязательства по договору не будут выполнены. Например, вы решаете, что ваша ответственность — поднимать дочь утром пораньше, а её дело- молча стоять, пока вы ее причесываете. Только на таких условиях вы готовы на ту прическу, что она просит. Если она плачет и не может терпеть, то вы заплетаете то, что требует минимальных усилий и затрат времени от вас, и она уже не может возмущаться. На следующий день у неё снова будет шанс попробовать потерпеть и получить желаемый для неё тугой хвост. Это пример, ваши договоренности и алгоритмы действий могут быть совсем другими, принципиален момент, что решение и его реализация происходят совместно, и каждая сторона старается соблюдать условия принятого договора.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог