Вопрос
Здравствуйте. Моей дочери почти 9 лет, учится она в 3 классе. Дочка начала разговаривать очень поздно в 3 года и то не очень много. С самого детства замечала за ней, что она изображает разные движения то глазами, то польцами, то ртом. Да все и не вспомнишь. Постепенно мы искореняли эти привычки, но появлялись новые. Сейчас например у нас втягивание щек в рот и и втягивание губ в рот и извлекать звуки. Но ко всему к этому, конечно не всегда но замечаются ступоры. При вопросе каком- то, она смотрит тебе в глаза и молчит. Даже как бы вытягиваясь "постойки смирно". Речь бывает совершенно не впопад отвечает и сама при этом даже не понимает, что она сказала что -то не так. Желание учиться-нет. Уроки делает очень долго. Например 3 столбика примеров для 3 класса она может делать 4 часа. Каждый вечер уроки делаются до 23-30 ч. ПОтому, что во время домашней работы о чем то думает, может поиграться в куклы или разобраться у себя в столе или может смотреть на примеры и не думать о том, как их посчитать. Хотя когда играется с сыном ( старшим братом), то старается взять над ним верх. Может обзывать его не замолкая и не думая, что она дальше скажет (не приходя в ступор). Очень волнуемся с мужем, что это и дальше будет протекать. Подружек у нее в классе нет, так как она не расторопна, она может поторопиться , но это очень редко. И какому специалисту обратиться, я незнаю. Разговоры и убеждения-не помогают, наказания-тоже. Вообщем я в полной растерянности. Помогите пожалуйста. Посоветуйте, что нам делать.
Спрашивает: Терехова Татьяна Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
В первую очередь, попробуйте попасть на консультацию к неврологу. Различные движения, которые вы описываете, могут иметь невротическую природу и быть похожими на нервные тики, тогда вам могут прописать какие-то поддерживающие или успокоительные препараты для ребенка. Если проблема решается на уровне физиологии (то есть это непроизвольные движения, а не привычки), то её не нужно будет решать педагогическими методами, а это существенно облегчит жизнь и вам, и ребенку.
Что касается домашних задания, лучше всего в вашем случае сильнее контролировать процесс выполнения уроков ребенком. Если ребенок не справляется, особенно если проблемы именно в том, чтобы сосредоточиться и пр. , а не в том, что девочке реально что-то непонятно или с трудом дается по содержанию школьных предметов, то будет хорошо, чтобы взрослые показали пример и сформировали у ребенка навыки саморегуляции. Обратите внимание на то, через какое время девочка устает и через это время предлагайте ей делать перерывы: предложите почитать учебник по литературе после выполненных пары примеров по математике или просто разрешите отдохнуть. Старайтесь находиться рядом во время выполнения домашнего задания, чтобы при необходимости возвращать дочь к тому, что она должна делать, если та будет отвлекаться, говорите: «Что ты сейчас решаешь/пишешь/читаешь?» и т. п. Если нужно, проговаривайте вслух её действия, при решении примеров, например: «Что сейчас делаем? Умножаем два на три, сколько получается? Отлично, записывай» и т. п. Детям часто нужно помогать с последовательностью действий при выполнении заданий и с удержанием их внимания тоже. Со временем девочка научится сама удерживать внимание и усидчивость натренируется.
Общение со старшим братом вам, видимо, тоже придется некоторое время контролировать и «разруливать» со своей стороны. Если ваш старший сын не хочет или не может сам отстаивать свои границы, то придется вам постоянно говорить «Я не разрешаю так говорить», «Мне не нравится, когда мои дети так между собой общаются» и т. п. , если девочка будет обзывать брата. Возможно, придется разводить детей в разные комнаты, если дочка не будет униматься, после ваших просьб перестать, от себя комментируйте: «Когда будешь готова играть и разговаривать вежливо, тогда к нему придешь, а пока давай успокойся и побудь одна».
В общем, если у ребенка сложности с самостоятельной регуляцией, то ее регулятором придется побыть вам — родителям, если ей сложно сосредоточиться — помогайте сосредоточиться, если сложно остановиться — помогайте вовремя «затормозить». Запаситесь терпением, постепенно и со временем девочка научится. И не забудьте про визит к неврологу, который, возможно, посоветует какие-то препараты для поддержания нервной системы ребенка.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог