Вопрос
Здравствуйте! Моей старшей дочери 8 лет,она учится в 3 классе. В 1 классе учитель называла нашу Катюшку "звоночек", а 2 класс она закончила с одной 10 и остальными 11. Наша дочь не лидер,но очень исполнительная и все уроки и задания всегда доводит до конца. Помимо учебы мы занимались бальными танцами,затем восточными танцами и уроками рисования в художественной студии,в этом году мы увлеклись аэробикой и усилили английский. Доченька-мечта! Все вобщем-то отлично и ей в основном все вышеперечисленное дается легко и остается свободное время на игры с младшим 3-хлетним братиком(не знаю как дальше,а пока у них взаимная сплаченность и любовь). Какая у нас появилась проблема:1) Катюня стала медлительная и когда мы либо она опаздывает и я ее тороплю, она еще больше замедляется 2) Катюня неуверенна в своих ответах в учебе,причем зачастую зная верный ответ она сомневается и начиная отвечать ждет какого-либо одобрения от взрослых,если киваеш "да" то активно продолжает, если не падаешь никаких знаков вообще замолкает-как следствие начмнаем получать все чаще 9 и 8 баллов 3)Может даже сутра перед школой расплакаться, в глаза заглядывает,в руках платочек мнет и говорит сегодня : "Мама,ты обещаешь что у меня все получится?" Мы считаем, что родители мы любящие,здравомыслящие, и кнутом и пряником бывает и бывает кричим. И балуем и наказываем,все бывает, но у нас в семье гармония мы с мужем любим друг друга, очень любим наших деток, они это видят и чувствуют, детки у нас это наш дар ,наши плоды любви. Подскажите как помочь доченке в этот период ее становления.
Спрашивает: Сибирцева Наталья Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Насчет медлительности, независимо от того, временное ли это явление или нет, нужно запастись терпением. Если вы знаете такую особенность за дочерью, планируйте время так, чтобы всегда был запас. Старайтесь не торопить, если это вводит ребёнка в ещё больший ступор, а помогать по мере возможностей (подавать одежду, например), или направлять («надевай шапку»), или возвращать к реальности вопросом «что ты сейчас делаешь?» (когда девочка «тормозит» и ничего не делает из нужного для сборов).
Насчет неуверенности в себе — это уже сложнее, хотя и на это можно повлиять, у детей чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах сильно зависят от влияния окружающих, особенно взрослых. Старайтесь постоянно поддерживать дочь, как и просит «обещайте, что всё получится», только попробуйте выводить на то, что не вы ей обещаете, что всё получится, а вы верите в неё, что она постарается и сможет. Ответственность за сделанное, конечно, нужно передавать ребёнку — ты постараешься, ты попробуешь, ты ответишь, ты справишься. Здесь вы конечно не можете выступать гарантом результата, это нужно объяснить девочке, но поддерживать и ободрять её нужно всё равно.
Поищите и почитайте какие-нибудь сказки про неуверенных героев, которые смогли побороть свои сомнения, стеснительность. Можно купить мармеладки (сейчас продаётся серия «Сладкая помощь») или любые конфетки, которые наделить силой придания уверенности и есть их утром перед школой (если вы не против подобного «обмана» ребенка). Можно завести какой-то талисман и брать его с собой.
Но главное, вам стараться поддерживать девочку, воодушевлять её, поскольку ресурсы для работы над собой у детей довольно невелики, основная часть работы придётся всё равно на вас. Надо постараться донести до дочери мысль, что результат не так важен, как важно побороть себя. Лучше ответить, как ты думаешь, чем не ответить вообще, лучше получить оценку пониже, но за свои знания, а не за свою неуверенность.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог