Вопрос
Добрый день. У меня двойняшки мальчики, 2. 6 года, ходим в сад, дети абсолютно разные и по характеру и внешне. Один ребенок просто "золотой", всегда улыбчив, идет на контакт, слушает и выполняет поручения, может подолгу заигрываться игрушками, легко сходится с детьми, второй наоборот, часто капризничает, отбирает и ломает игрушки, воспитатели на него часто жалуются, мне уже не хочется вести его в сад, потому что вечером я выслушиваю обязательно то он кого то толкнул, то игрушку отобрал, то пособие порвал, то специально стал валяться в луже. сходила к психологу в садик, она посоветовала объединять их в игре, но это просто не возможно, как только их посадить вместе , один ни за что не даст играть другому, я уже пробовала и отдельно с каждым играть , уделять время лично каждому, но капризуля все равно раскидает все и убежит. посоветуйте что мне делать? каждый поход в сад для меня как пытка, после выговоров воспитателей руки опускаются, мне кажется я не умею воспитывать собственных детей...
Спрашивает: Богатырева
Ответ
Здравствуйте!
Начну с конца, вы к себе несправедливы, дело не в том, что вы не умеете воспитывать своих детей, а в том, что они разные, и к одному из них вы, вероятно, просто пока не нашли подхода. В первую очередь, нужно перестать противопоставлять детей друг другу и сравнивать их между собой, хотя это довольно трудно, поскольку они оба перед вами и один автоматически выставляет другого в более (или наоборот менее) выгодном свете. Вам нужно изменить свою позицию с восприятия, что один ребенок «золотой», а второй «проблемный». Дети очень любят «поддерживать» такие родительские убеждения и всячески подтверждать их своим поведением, и из такого круга выбраться будет очень тяжело. Нужно понять, что есть не проблемный ребенок, а носитель проблемного поведения, и с этим проблемным поведением можно работать и его менять.
Если возможности позволяют, нужно переключить побольше внимания на вашего «не золотого» ребенка, попытаться понять его и найти рычаги воздействия на него. Играйте вместе, учите его обращаться с игрушками аккуратно, быть спокойным. Будьте внимательны, и если ребенок только собирается что-то кинуть, перехватите его руку, скажите «Мы играем аккуратно», предотвратите раскидывание или и вовсе уберите игрушку. Понаблюдайте за тем, как ребенок играет самостоятельно, возможно, вы обнаружите что-то для себя интересное и сможете грамотнее организовать ваши совместные игры.
Продолжайте работать с психологом в детском саду, я бы попросила его обратить внимание не только на помощь вам в том, как справляться с проблемным поведением ребенка, но и подумать о том, как помочь воспитателям справляться с тем же проблемным поведением, пока ребенок пребывает в детском саду. Если психолог сможет им что-то посоветовать и чем-то помочь, то они будут учиться взаимодействию с вашим ребенком и станут меньше «жаловаться» вам на него. Ведь по большому счету у вас нет особых рычагов для воздействия на поведение ребенка, когда он находится в детском саду. И вам лично их рассказы о его неприемлемом поведении ничего, кроме расстройства, не приносят. То есть я предлагаю четко разделить то, что вы делаете со своим ребенком дома и то, что делают в саду воспитатели, если вы сможете друг другу помочь — отлично, если нет, значит у каждого свой фронт работ.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог