Государственный Дарвиновский музей
Описание
История создания музея
Государственный Дарвиновский музей - уникальное учреждение, история его создания началась 7 октября 1907 года. Вдохновителем и основателем музея стал выдающийся зоолог А. Ф. Котс, который первоначально работал преподавателем в Московских высших женских курсах. Его желание использовать чучела животных в качестве учебных пособий привело к формированию коллекции музея. С течением времени, благодаря сотрудничеству с отечественными и европейскими препараторскими фирмами, коллекция постоянно пополнялась разнообразными экспонатами.
В 1922 году, с поддержкой советской власти, музей стал государственным учреждением. Александр Котс лично вкладывал свои средства в приобретение работ и продолжал расширять коллекции музея. Благодаря его усилиям были созданы собрания таких известных биологов, как Красовский, Пржевальский, Артоболевский и многих других. В 1930-е годы музей начал сотрудничать с «Союзпушниной», получая редкие животные с аномальными видами.
С 1966 года музей стал проводить экскурсии, лекции и семинары для студентов и школьных групп. В 1978 году ему было присвоено почетное звание «Знак Почета». В 1997 году музей стал ведущим учреждением в Ассоциации естественно-научных музеев страны. Он также получил гран-при на выставке «Интермузей» в 2007 и 2016 годах. Даже в периоды революции и Второй мировой войны сотрудники музея продолжали свою работу, осуществляли научные исследования, разрабатывали учебные пособия и создавали новые чучела.
В течение 87 лет музей не имел собственного здания и экспонаты хранились в небольшой комнатке на Мерзляковском переулке. Однако с увеличением количества выставочных макетов и рукописных трудов возникла необходимость в просторных помещениях. В 1945 году началось строительство нового здания для музея, но перед сдачей проекта его передали хореографическому училищу Большого театра.
Второе здание было построено с 1974 по 1994 годы, с периодическими перерывами. В 1995 году состоялся торжественный переезд музея в его собственное здание. В 1996 году правительство выделило средства на строительство фондохранилища, так как количество экспонатов значительно увеличилось. Работы были завершены в 2007 году. Шестиэтажное здание используется в качестве дополнительного выставочного пространства, а также для хранения чучел и проведения временных показов.
Экспозиция
Дарвиновский музей занимает просторное трехэтажное здание, специально построенное для него в 1995 году. Внутри музея можно увидеть многочисленные витрины, стенды с чучелами и скелетами животных, муляжи и интерактивные экспонаты.
Особое внимание уделяется центральному залу, где создана уникальная инсталляция под названием "Живая планета". За 20 минут при помощи звука, света и объемных изображений перед зрителями оживает история зарождения Вселенной и развития жизни на нашей планете. Стены зала превращаются в гигантский экран с панорамным изображением, которое можно наблюдать с любого этажа Дарвиновского музея.
Практически в каждом зале размещены специальные аудиоустановки, воспроизводящие голоса птиц и звуки, издаваемые животными. Большие экраны показывают посетителям короткие фильмы о природе. В музее также присутствуют и другие мультимедийные элементы, такие как "живые весы", "поющие" насекомые и интерактивные гиды по разделам экспозиции. В полу музея вмонтированы иллюминаторы, через которые можно рассмотреть окаменелости мелового периода и следы детенышей динозавров.
Рядом со зданием Дарвиновского музея расположен Палеопарк, созданный в 2015 году. На зеленой площадке установлены полноразмерные макеты восьми вымерших древних животных, которые когда-то обитали на территории России. В Палеопарке можно увидеть мамонта, амурозавра, килеска, мастодонзавра, пещерного льва, шерстистого носорога, пандерихтиса и эстемменозуха. Между макетами высажены папоротники, гинкго и другие реликтовые растения, характерные для эпохи динозавров.
Интересные музейные истории
Основание
Александр Федорович Котс пришел в биологию в ту пору, когда эволюционное учение Чарльза Дарвина и его работы о происхождении видов приобрели в Россию широкую известность. Приверженность Александра Федоровича дарвинизму и навела его на мысль о создании в России музея эволюции, а помогала ему создавать музей его жена, ученый биолог-зоопсихолог с мировым именем, Надежда Николаевна Ладыгина-Котс.
Можно сказать, что Дарвиновский музей открыт любовью мужчины и женщины. Датой основания музея принято считать 1907 год. Самые ранние чучела птиц дарвиновского музея были сделаны в 1899 году. В то время Александр Фёдорович был еще гимназистом. В 1901 году он поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского императорского университета, после окончания которого Александр Фёдорович был зачислен в преподавательский состав московских высших женских курсов. Он читал слушательницам анатомию животных, позднее дарвинизм.
В 1907 году А.Ф.Котс перевозит свою биологическую коллекцию из квартиры в лабораторию, именно этот год считается датой основания Дарвиновского музея.
В 1911 году состоялась свадьба Александра Федоровича и слушательницы московских высших женских курсов Надежды Николаевны Лодыгиной - старосты биологического кружка. Прилежная, увлеченная зоологией и психиатрией Надежда Николаевна Лодыгина-Котс станет впоследствии психологом с мировым именем.
В 1912 году у новоиспеченного Дарвиновского музея появляется свой собственный мастер-таксидермист. Музей по мнению Александра Федоровича требовал нового оформления, поэтому было решено наряду с подлинными естественнонаучными экспонатами использовать живопись и скульптуру. В 1908 году в фондах Дарвиновского музея появляется первый рисунок, сделан он был выдающимся художником-анималистом Василием Алексеевичем Ватагиным.
Чучела слонов
Самые крупные чучела музея - индийский и африканский слоны, сделаны старым таксидермическим методом, который называется "накруткой". Технология "накрутки" очень интереса: сначала художник-анималист рисует на стене силуэт слона в полный рост, затем плотник делает подставку под чучело, после чего таксидермист, зажав в руках огромные тиски, начинает ими гнуть железный прут либо водопроводную трубу толщиной примерно в 2 пальца, мастеря основу для ног. Далее, из толстой металлической проволоки делаются ребра слона. На металлический скелет сразу шкуру не натянуть, нужно создать мышцы животного. Придумали создавать мышцы из соломы, которую накручивали на металлический скелет, отсюда и пошло название метода "накрутка". На последнем этапе моделировали шкуру, череп сделали из папье-маше, бивни деревянные, хобот - это тоже солома обмазанная тонким слоем глины.
Африканский слон был любимым слоном последнего русского императора Николая II и жил в царском селе. Индийская слониха при жизни носила имя Джиндал, что в переводе означает прекрасная женщина. Она была церемониальным слоном бухарского эмирата, но затем бухарского эмира свергли и церемониальные слоны стали никому не нужны, многие из них погибли. А вот Джиндал уцелела, и в 1924 году, её решили подарить Московскому зоопарку. Июльской ночью 1924 года слониха прибывает Москву и сама с вокзала, при помощи провожатого, идет пешком в Московский зоопарк. 13 лет она радовала москвичей своим присутствием в зоопарке и умерла в возрасте 54-х лет.
Волки и белки
В разное время, в разных уголках России любители и коллекционеры просеивали огромный материал, имея дело с миллионными числами животных. Они искали особей редкостных расцветок для Александра Фёдоровича Котса. Животные нестандартной окраски были настоящей драгоценностью, музей по крупицам собирал коллекцию птиц и млекопитающих.
Два волка положили начало коллекции млекопитающих: черный волк и белый волк, а история их такая. В 1911 году состоялась свадьба Александра Фёдоровича и Надежды Николаевны. Родители собрали небольшую сумму для того, чтобы молодые купили себе мебель в новую квартиру. Деньги пришлись очень кстати, молодые на них сразу же купили... шкуры черного и белого волка! В результате - два превосходных экспоната в Дарвиновском музее и полупустые комнаты у молодоженов.
Ещё один пример научного энтузиазма и бытовой непрактичности семьи Котс - это случай появления в музее чучела белой белки. Однажды, Александр Фёдорович возвращался домой с работы, был летний вечер. Он стучал тросточкой по булыжной мостовой и, вдруг, в полуоткрытом полуподвальном окне он видит чучело белой белки. А.Ф. Котс сразу понимает, что перед ним драгоценность, он нашел хозяйку белой белки и предложил некоторую сумму денег, но женщина отказалась продавать вещицу. Чтобы заполучить желаемый экспонат в музей, Александр Фёдорович пошел на хитрость: он предложил обмен, изначально не зная, чего потребует женщина. И какая же радость! Взаме, хозяйка белки попросила всего лишь навсего самовар. Александр Фёдорович пришёл домой, вылил чаю из самовара, и через 5 минут обмен был совершён. Так белка перекочевала к счастливому директору Дарвиновского музея.
Шимпанзе Иони
Один из интереснейших экспонатов Дарвиновского музея - шимпанзе Иони. В 1920х - 30-х годах его портреты облетели всю Европу и Америку, но его история началась гораздо раньше. В 1913 году Александр Фёдорович пришел проводить лекции на московские высшие женские курсы и от своего товарища, зоолога, узнал о молодом шимпанзе, привезенным из Гамбурга. Уже вечером семья Котс, а вместе с ними и препаратор Филипп Федулов, рванули на смотрины маленького "африканца".
Было решено поместить Иони на квартире у Котсов. Надежду Николаевну Иони скоро полюбил. Предоставив шимпанзе относительную свободу действий и внушив доверие, Надежда Николаевна получила уникальную возможность изучать естественное поведение обезьян. О процессе развития Иони велись очень подробные дневники, где записывались особенности поведения обезьян.
В 1925 году у Надежды Николаевны и Александра Фёдоровича родился первенец и к экспериментам с шимпанзе добавились еще четыре года наблюдений за собственным сыном Рудольфом. Наблюдения составили тысячи страниц текстов и колоссальное количество фотографий. В результате Надежда Николаевна сделала тонкий и тщательный анализ развития психики дитя человека и показала её качественное отличие от психики детеныша высших обезьян.
В 1935 году выходит в свет труд Надежды Николаевна Ладыгиной-Котс "Дитя человека и дитя шимпанзе" об эмоциях, играх, привычках. Этот труд стал классикой. Имя Надежды Николаевны упоминается практически во всех исследованиях посвященных приматам и человеческой психики, её выводы вошли практически во все учебники по зоопсихологии, сравнительной психологии и антропологии.
Эти интересные истории рассказала нам научный сотрудник дарвиновского музея, Елена Демьянова.
Как добраться до Дарвиновского музея:
Здание музея расположено на перекрестке улиц Вавилова и Дмитрия Ульянова, по адресу: ул. Вавилова, 57. Если вы находитесь на станции метро "Академическая", вы можете дойти до музея пешком всего за 10 минут. Также от станции метро "Университет" можно воспользоваться трамваями №14 и 39, чтобы добраться до Дарвиновского музея.
Информация
- 3 - 4 года
- 5 - 6 лет
- 7 - 8 лет
- 9 - 10 лет
- 11 - 14 лет
- Зоологические музеи
- Интерактивные музеи
- Музеи динозавров
- выставки
- Кинопоказы
- Лекции
- Проведение дней рождений
- Тематические занятия для детей
- экскурсии
- Академический
- Академическая