Родители и школьные педагоги не устают повторять: то, как учится ребенок сейчас, определяет его будущее. Однако это правило не вдохновляет детей, когда дело доходит до регулярного выполнения домашних заданий и усердной подготовки к тестам. Как же их мотивировать к учебе?
Метод кнута и пряника
Нередко, желая повысить успеваемость ребенка, родители обращаются к традиционному методу кнута и пряника. Поощрения в виде дорогих подарков за хорошие оценки и наказания в форме «домашнего ареста» (например, когда детям запрещают гулять по выходным) действительно первое время производят должный эффект: дети начинают лучше учиться. Время от времени метод пряника практиковать уместно, однако у хороших оценок не должен быть денежный эквивалент («Получил пятерку – получи тысячу рублей!»), лучше наградите ребенка совместным походом в кино или на детский мюзикл.
Как показывает практика, в долгосрочной перспективе, во время учебы в средних и старших классах, эффективность метода кнута и пряника значительно снижается. Во-первых, дети, привыкшие получать «пряник» за всякую положительную оценку, отказываются выполнять уроки в случае «неоплаты». Во-вторых, иногда дети предпочитают «кнут» перспективе выполнять домашние задания («Уж лучше просидеть весь уикенд дома, чем учить уроки!»)
Психологическая поддержка
Нередко отправной точкой в неприятии ребенком учебы может быть неблагоприятная обстановка в классе. Зачастую дети испытывают на себе давление учителей и насмешки одноклассников, причиной которых является непонимание некоторых школьных предметов. В этой ситуации нужно найти точки соприкосновения с педагогом, преподающим сложный для ребенка предмет. Возможно, уместно прибегнуть к помощи репетиторов, которые могут провести с ребенком дополнительные занятия. Если ваш ребенок интроверт, находящийся психологически на «периферии» школьного коллектива, возможно, причина его неуспеваемости связана с социальной дезадаптацией.
Решить эту проблему поможет детский психолог или классный руководитель. Оказывать психологическую поддержку ребенку – задача любого родителя, тем не менее, не стоит выполнять за ребенка домашние задания, даже если он «сильно устал». Это выработает негативную психологическую установку («Я сам ничего не буду делать, пусть все сделают за меня»), которая будет препятствовать достижению успеха во взрослой жизни. Вы можете периодически делать уроки вместе – это создает ощущение семейной общности.
Создание правильных условий
В первую очередь, психологи советуют создать наиболее благоприятные условия для выполнения уроков в рамках дома. И хотя вы не можете заставить детей сделать уроки, но можете определить оговоренные промежутки времени, когда дети не будут заниматься ничем, кроме выполнения домашних заданий. Для начала определите удобные часы (с понедельника по четверг и в воскресенье) для занятий.
Поскольку в течение недели расписание уроков в школе может варьироваться, не обязательно устанавливать одно и то же время ежедневно. Но оптимально, если разница во времени, отведенном на занятия в разные дни недели, будет небольшой. Лучше установить такое время, когда родители находятся дома и могут периодически следить за ходом выполнения домашних заданий. Главное правило – во время часов, отведенных на выполнение уроков, ребенок не должен отвлекаться на прочие занятия – пребывание в социальных сетях, прослушивание музыки и включенный телевизор мешают сфокусировать внимание на учебе, поэтому позаботьтесь о том, чтобы в комнате не было отвлекающих факторов.
Время на домашние задания
В некоторых школах ученикам задают массу заданий, выполнение которых требует большого количества времени. А в старшей школе дети сталкиваются с более высокими требованиями к их познавательным способностям, чем в средней. В погоне за хорошими отметками они порой тратят бесконечные часы на учебу, забывая об отдыхе, или же вовсе отказываются делать уроки. Однако в обоих случаях подобные условия могут вызвать повышенную тревожность и синдром хронической усталости.
Психологи рекомендуют родителям установить временный лимит на выполнение домашних заданий. Оптимальное время на домашнюю работу должно составлять не более двух часов. Но что, если ваш сын или дочь не успеет за отведенное время выполнить все задания, и это негативно отразится на успеваемости? – такой вопрос зададут многие родители. Психологи советуют в таких случаях научить ребенка определять приоритетные задания, например, в первую очередь выучить теоретический материал к предстоящей контрольной и только при наличии достаточного времени приступать к менее значимым заданиям.
Нужно понимать: большое количество заданий может отпугнуть ребенка. Если работа кажется бесконечной, он быстро сдастся. Поэтому не стоит поощрять чрезмерную нагрузку – пусть лучше ребенок за два часа выполнит часть уроков, но качественно, чем будет пытаться «объять необъятное», но в итоге сделает все спустя рукава.