Вот и пришло время «грызть» гранит науки. Подходит к концу сентябрь, и дети и родители уже настроились на рабочую волну... Учебный процесс для детей, как правило, сопровождается необходимостью учить наизусть стихи. Труднее всего эта работа поддается деткам младших классов или дошкольникам. Поэтому без помощи родителей и специальной методики тут не обойтись.
Чем раньше приобщать малыша к поэзии, тем лучше. Ведь знание стихов обогащает словарный запас, развивает эстетические качества, развивает память и речь, формирует у ребенка чувство ритма и стиля, а также логическое мышление. Но стоит учесть, что заставлять ребенка учить стихи не стоит, это не только не даст никакого результата, но и вовсе может отбить желание, когда-либо начинать это занятие.
Творческий подход
Прежде всего, преподносить заучивание стихотворений малышу надо как творческое мероприятие. Гораздо веселее и интереснее этот процесс будет проходить, если зарисовывать каждую строку. Например, возьмем несложный стих Агнии Барто:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Разделяем четверостишие на четыре рисунка. На первом рисунке будет изображен мишка, в той интерпретации, в которой, по мнению малыша, выглядит лежащий на полу мишка. Ну, и так строчка за строчкой. Таким образом, малыш будет активно рисовать картинку в своей голове, и отображать ее на листе бумаги. А это хороший способ развития воображения и памяти. После того, как карапуз закончил с последней строкой, попросите его, с помощью своих изображений зачитать вам стих полностью. Думаю, результаты вас порадуют.
Помощь школьнику
А что делать, если ребенок уже учится в начальных классах, а со стихами так и не «подружился»? Первым делом необходимо вместе прочитать стихотворение. Если встречаются незнакомые слова, объясните их значение. Обязательно поставьте ударения и четко проговорите, как правильно произносится слово. Будет полезно завести тетрадь, где будут записаны новые слова с их значением.
После того, как стихотворение прочли, немного порассуждайте. Спросите у ребенка, о чем, по его мнению, это стихотворение. Что автор пытался донести до читатели и так далее. Во время рассуждения, старайтесь употреблять новые слова, взятые из стиха. Ребенку будет легче воспринимать их и запоминать. После этого, повторите попытку прочтения стиха, но уже с чувством, толком, расстановкой. А уже после этого начинайте заучивать по целиковому четверостишию.
Если чаду все-таки тяжело даются некоторые части стихотворения, попробуйте зарисовывать строки, как описывалось выше. Возможно, таким способом трудные для детского восприятия моменты запомнятся легче. Повторяйте попытки с зарисовками до тех пор, пока малыш не начнет свободно ориентироваться в своих ассоциациях.
Как только вы заучили последнее четверостишие, сделайте десятиминутную передышку, а после, попросите ребенка рассказать все разом. Такие методы выручали не одно поколение школят.
Из своего же детства помню тоже нехитрый способ, как запомнить стих. После нескольких попыток «зубрежки», я клала книгу под подушку, открытую там, где был написан стих, и ложилась спать. Чудесный и действенный метод. Удачи!