Детские организации Москвы и Подмосковья

Реклама

My Sadik - детские сады в ЦАО и ЗАО

Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.

Подробнее
Реклама

Частные детские сады Лучик

Набор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Летняя программа.

Подробнее
Реклама

Филиалы ясли-сада Academkids

От 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.

Подробнее
Реклама

Европейский Гимнастический Центр

Гимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.

Подробнее
Реклама

Товары для детского творчества!

Широкий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!

Подробнее
Реклама

Развивающие игры в ЛЕОНАРДО!

Прекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!

Подробнее
Реклама

Частная школа "Концепт"

Идёт набор в 1 класс и детский сад на 24-25 уч.год. Лицензия, погружение в языковую среду! Измайлово.

Подробнее
Реклама

Центр образования САМСОН

Лидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.

Подробнее

Как научить ребенка мыслить самостоятельно, независимо и нестандартно

В современном мире, перенасыщенном самой разнообразной информацией, которую можно найти за несколько минут в Интернет, все более важным становится не владение каким-либо знанием, а умение мыслить самостоятельно и нестандартно. Как научить этому великому искусству (которым владеют лишь немногие взрослые) ребенка, и возможно ли это в принципе?
Как научить ребенка мыслить самостоятельно, независимо и нестандартно

Каким был бы мир, если бы все мыслили самостоятельно, независимо и нестандартно?

Ни один ребенок не появляется на этот свет с врожденным умением мыслить самостоятельно. Традиционное школьное образование, к сожалению, не слишком способствует развитию этого важнейшего навыка. В школе детям навязывают огромное количество стереотипов, шаблонов и клише, приучая к тому, что существует только один правильный ответ, и самое главное – это сдать экзамены, и потом забыть все, чему тебя учили.

В результате, многие выпускники школ пребывают в полной уверенности в том, что существует только один правильный ответ, по сути своей, не умеют мыслить самостоятельно, и могут только воспроизводить то, что вложила в них система образования (и то они это скоро забудут).

Конечно, государственной системе не выгодно воспитывать самостоятельно мыслящих людей. Иначе могут просто рухнуть до основания многие его основы. Кто станет прислушиваться к государственной пропаганде и доверять ей, если все будут иметь собственное мнение и мыслить самостоятельно, независимо и нестандартно? Государственная система напрямую заинтересована в том, чтобы большинство людей думало примерно одинаково, не ставило под вопрос и не критиковало ее основные постулаты.

Поэтому не нужно надеяться на то, что в обычной школе вашего ребенка научат самостоятельности мышления. Это можете сделать только вы, при условии, конечно, что вы сами (или ваши прогрессивные родственники) обладаете этим незаурядным талантом.

Что можно сделать в период «почемучек»

Приучать ребенка к основам самостоятельного мышления можно сразу после достижениям им сознательного возраста. Когда у него начнется период «почемучек», и он будет активно интересоваться происхождением тех или иных вещей и природных явлений, желательно не давать ему сразу какой-то один определенный ответ и однозначную инструкцию.

Пусть попробует самостоятельно поразмышлять над этими вопросами, и поискать на них ответы (конечно, ему нужно в этом по мере сил помогать). Пусть он при этом будет ошибаться, и делать что-то неправильно. Это на данном этапе не так важно. Гораздо важнее мыслительный процесс поиска ответа на вопрос.

Владение готовой информацией больше не является источником конкурентного преимущества в современном мире. Гораздо важнее этого – оригинальное, креативное мышление и хорошо развитое творческое воображение. Фактически это самый главный навык, необходимый сегодня для достижения успеха в самых разных сферах жизни. К сожалению, в обычных школах его практически не развивают.

Научите ребенка критически относиться к тому, что считает истиной большинство людей

Когда ребенок немного повзрослеет и доживет до подросткового возраста, попробуйте научить его критически относиться ко всему, что воспринимается большинством людей как само собой разумеющееся. Это один из самых важных психологических этапов на пути к самостоятельному мышлению.

Большинство людей привыкло мыслить в рамках навязанных им образованием, «общественным мнением» и государственной пропагандой шаблонов и стереотипов. Они живут по инерции и всерьез думают, что существует только один правильный ответ, и гораздо больше доверяют мнению окружающих, чем собственным мыслям и собственной интуиции. Для них правда – это то, что считает таковым большинство людей. Так им проще живется.

Если вы хотите воспитать ребенка самостоятельно мыслящим человеком, вы должны научить его обратному: прежде всего, доверять собственной интуиции, собственным мыслям и собственному мнению, а не тому, что говорят окружающие люди, социальные сети, общественное мнение и так называемые признанные авторитеты. Пусть ваш подросток обо всем на свете формирует свое собственное мнение, а не ориентируется на чужие истины и чужие мысли. Конечно, это очень сложно, и получится далеко не сразу, но кто сказал, что путь к самостоятельному, независимому мышлению будет легким?

Интересуйтесь мнением ребенка по самым разным вопросам. Пусть он с детства учится смело высказывать то, что думает. Если его мнение отличается от вашей точки зрения и от мнения окружающих людей – всячески поощряйте и приветствуйте это! Конечно, далеко не ко всему нужно относиться критически. С чем-то можно соглашаться, с чем-то - нет. Главное – иметь собственную точку зрения. Если она совпадает со «взглядами общественности» - хорошо, если нет – еще лучше!

Пусть он забудет, что такое зубрежка, и «все ради хороших оценок и сдачи экзаменов»

Чтобы научить ребенка самостоятельному, независимому мышлению, не нужно требовать от него четкого следования школьной программе, и, соответственно, хороших оценок.  Вместо того, чтобы учить детей оригинально и креативно думать, в школах их обучают заучиванию и запоминанию готовой информации, которую, при необходимости, без особого труда можно найти в Интернет. Поэтому не имеет никакого смысла гоняться за «пятерками» и «четверками».

Пусть ваш ребенок забудет, что такое зубрежка, и «все ради хороших оценок и сдачи экзаменов». В современном мире эти постулаты системы школьного образования не помогут ему добиться успеха. Пусть он читает то, что ему по-настоящему интересно, и занимается тем, что его действительно увлекает в этой жизни. Обсуждайте с ним то, что он читает. Пусть он формирует свое собственное мнение о прочитанном, а не заимствует его у кого-то, и, тем более, не списывает, как это делают многие школьники.

Пусть экспериментирует и идет туда, куда не ступала нога, рука, голова и туловище человека, а не двигается проторенной дорожкой. Пусть не принимает на веру готовые ответы, которые ему преподносятся в школе, а пробует найти их сам. Пусть спорит с учителями и со всеми признанными авторитетами вместе взятыми.

Если он научится мыслить самостоятельно, независимо и нестандартно, то это будет гораздо важнее его успеваемости в школе и сдачи любых государственных экзаменов. Люди, обладающие этой выдающейся способностью, ценятся сейчас в мире бизнеса на вес золота, поскольку только они могут привнести в деятельность компании что-то по-настоящему оригинальное и инновационное.

Не забудьте научить ребенка отстаивать свою точку зрения

Не менее важно научить ребенка убедительно отстаивать свою точку зрения во внешнем мире. Пусть он верит в себя, ничего не боится, и смело высказывает свое мнение по любым вопросам, не подчиняясь стадному инстинкту.

Также ему надо быть готовым к тому, что те, кто думает не так, как все, к сожалению, далеко не всегда адекватно воспринимаются большинством людей в России и в других «коллективных» странах (а вот в «индивидуалистических» странах Западной Европы и в США такие люди наоборот ценятся больше всего). Впрочем, в связи с всеобщей глобализацией ситуация постепенно меняется. Но все-таки Россия - это по-прежнему не «индивидуалистическая» страна. Герои-индивидуалисты, способные мыслить и действовать вопреки общественному мнению и большинству людей, не ценятся здесь так же, как в Западной Европе и в США.

Умение самостоятельно думать своей «нестандартной» головой, возможно, и не сделает жизнь вашего ребенка в России приятнее с психологической точки зрения, но станет для него одним из самых главных навыков, который поможет ему добиться серьезного успеха в мире творчества и бизнеса в любой стране мира. Конечно, обучить всему этому своего ребенка способны только прогрессивные, нестандартно мыслящие родители, или те, кто хочет стать таковыми. В процессе развития у ребенка самостоятельного, независимого мышления, можно и самому приобрести этот талант.

Возможно, кому-то мысли и советы, высказанные в этой статье, покажутся слишком радикальными. Не нужно воспринимать их буквально.  Я специально несколько сгустил краски, чтобы заставить родителей задуматься над тем, какого ребенка они хотели бы воспитать, и какого воспитывают, не навязывают ли они ему слишком много жизненных стереотипов, с какими трудностями может столкнуться их нестандартно мыслящий ребенок, как помочь ему не "сломаться", сохранить свою индивидуальность и добиться успеха.