Многие родители переживают из-за того, что современные анимационные и кинематографические герои совсем не похожи на популярных персонажей их детства, и учат детей совсем не тому, чему нужно. Действительно ли это так? Можно ли предложить современным детям каких-то других «альтернативных» героев?
Зачем детям нужны герои?
Детям и подросткам всегда были нужны герои, как образцы для подражания, элементы игры и некие модели поведения, закладывающие определённые жизненные стереотипы, на которые можно было бы ориентироваться. Поскольку в реальной жизни такие герои обнаруживаются далеко не всегда, мальчики и девочки, юноши и девушки находят их в анимации, в кинематографе, в литературе, в музыке, в спорте, в цифровой реальности, в мире бизнеса и в других сферах.
Наибольшую потребность в копировании «героического» поведения испытывают, конечно же, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Им непременно нужно во что-то и в кого-то играть, чтобы примерять на себе различные социальные роли, усваивать определённые стили поведения и просто делать свою жизнь (в которой практически всё зависит не от них, а от их родителей) более яркой и захватывающей. Им нужны современные герои, их сверстники, с которыми они могли бы себя ассоциировать, а не советские пионеры вместе с Тимуром и его командой.
Это прекрасно знает мировая индустрия развлечений, которая ежегодно производит в огромных количествах самых разнообразных детско-юношеских персонажей, завладевающих умами и фантазией представителей подрастающего поколения. Для того, чтобы извлечь из этих персонажей максимальную прибыль, они выпускаются не только в мультипликационно-кинематографической, но и в игрушечной версии, чтобы у детей появился ещё один повод для опустошения родительских кошельков.
Глобализация популярных детских персонажей
Конечно, и в советские времена дети играли в иноземных героев – в мушкетёров, в индейцев, в мастеров восточных единоборств и т.д. Но теперь эта тенденция стала преобладающей – после выхода очередного анимационного блокбастера миллионы детей в самых разных странах мира начинают играть не в своих национальных, а в глобальных, общемировых героев. Это ни хорошо и ни плохо, это просто показывает, в каком мире мы живём.
Ещё одно отличие современных детских героев заключается в том, что произведения с их участием доступны главным потребителям не по полчаса в день, как в былые времена, и не только в рамках программы «Спокойной ночи, малыши!», которую мало кто из них смотрит. Нынешние дети могут закачать свои любимые мультики и фильмы на смартфоны и планшеты или просто смотреть их в Интернете практически круглосуточно.
За что нужно поблагодарить автора «Гарри Поттера»
Конечно, при таком анимационном изобилии вряд ли современным детям захочется в большом количестве читать какие-то книжки и слушать сказки. В большинстве своём они воспитываются на мультиках, фильмах и разнообразном видео-контенте, а не на соответствующей их возрасту детско-юношеской литературе (хотя, конечно, существуют и исключения).
Наверное, если бы не книги про «Гарри Поттера», современных детей было бы очень сложно приобщить к какому-то подобию литературного досуга. Поэтому нужно поблагодарить Джоан Роулинг, которая придумала этого юного, доброго волшебника, приобщившего к чтению миллионы детей во всём мире и проповедующего вполне достойные ценности.
Кто они - анимационно-кинематографические «воспитатели» современных детей?
Но, конечно, современных детей в гораздо большей степени «воспитывает» всевозможный видео-контент, чем какая-либо литература. Главные герои фантазий подрастающего поколения имеют иностранное происхождение и произведены североамериканской фабрикой грёз (человек-паук, Шрек, черепашки-ниндзя, Халк, Железный человек, Кунг фу Панда, Росомаха, Джек Воробей и т.д), хотя, иногда среди них встречаются и европейские персонажи (например, Феи Винкс или тот же Гарри Поттер).
В этом нет ничего плохого, мы живём в глобальной цифровой деревне с общими мировыми героями. Но, к сожалению, в современной североамериканской анимации, хоть и побеждают силы света и добра, очень часто присутствуют глупые, неуместные шутки, грубые выражения, всевозможные криминальные мотивы, эротические ассоциации, а смерть и убийства нередко показываются как нечто вполне обыденное (хотя, есть и абсолютно «приличные», образцово-показательные американские мультики, но таких - меньшинство).
Нужны ли вашим детям такие «воспитатели» и модели поведения – решать только вам. Но может быть, имеет смысл занять более активную позицию в развитии художественного вкуса ребёнка? Вы же не доверяете воспитание своих детей чужим людям. Так почему вы доверяете его голливудскому ширпортребу?
Присмотритесь внимательно к тому, в каких именно героев играет ваш ребёнок, оставшись наедине с самим собой или с друзьями, и какие тематические игрушки он просит вас купить. Нравятся ли вам эти персонажи? Чему они учат вашего ребёнка?
Можно ли найти ребёнку альтернативных героев?
Почему дети играют в спайдер-мэнов, черепашек-ниндзя, шреков, халков и прочих мутантов и суперменов? Потому что все дети вокруг них играют в этих героев, или из-за того, что родителям лень потратить время на то, чтобы найти для своих отпрысков более достойных персонажей?
Конечно, вряд ли имеет смысл запрещать ребёнку просмотр какого-либо развлекательного контента (с современными детьми эта методика не сработает!), поскольку он всё равно посмотрит то, что его заинтересует, если не дома, то на планшетах и смартфонах своих друзей. Вместо этого, попробуйте предложить ему какую-то достойную альтернативу.
Первое, что придёт на ум многим российским родителям в этом плане – это, конечно, советские мультфильмы с их целомудренными, добрыми и великодушными героями и полным отсутствием какой-либо пошлости. Можете предложить их посмотреть своим детям, но не факт, что они произведут на них такое же незабываемое впечатление, как в своё время на вас.
К сожалению, современным детям, воспитанным на быстро сменяющихся видео-картинках и цифровых технологиях изображения, советские мультфильмы иногда кажутся слишком медленными и не такими яркими, динамичными и красивыми, как нынешние анимационные произведения, которые хоть и завёрнуты в очень красивую обёртку, но далеко не всегда имеют достойное содержание.
Если данный опыт окажется неудачным, это не значит, что ребёнка нужно отдать на воспитание американской анимации. Не поленитесь, проведите пару дней в Интернет, наверняка, вы сможете найти там более достойные и полезные для развития образцы европейской, южноамериканской, австралийской и даже какой-нибудь андеграундной российской мультипликации и кинематографии.
Далеко не всегда самое интересное находится на поверхности. Как раз наоборот - очень часто оно обитает за пределами массовой культуры, и всего того, что показывают по телевизору и в кинотеатрах. Научитесь сами и научите своего ребёнка самостоятельно «откапывать» что-то интересное в анимационно-кинематографической сфере, в литературе, в музыке и в других сферах в том редком и уникальном, что никогда не будет идти в массовом прокате. Заниматься развитием художественного вкуса ребёнка явно нужно не с помощью спайдер-мэнов, шреков, трансформеров и прочих героев комиксов!
Естественно, не нужно ничего ему навязывать. Просто предложите своему отпрыску что-то ещё, помимо голливудского ширпортреба. Зачастую мы недооцениваем умственные способности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С точки зрения интуиции они готовы воспринимать и более серьёзные кинематографические произведения, чем голливудские детско-юношеские шедевры, не отягощённые особой интеллектуальностью (хотя, конечно, для детского восприятия очень важно, чтобы эти произведения сочетали в себе развлекательные и развивающие элементы). Наверняка, в современной альтернативной детской культуре найдётся что-то поинтереснее всевозможных анимационных мутантов и вымышленных супергероев.
Не просто показывайте ребёнку какие-то немассовые образцы анимации и кинематографии, но и обсуждайте с ним, что ему больше всего в них понравилось и не понравилось, чему учит та или иная история, какие уроки можно из них извлечь и т.д.
Большинство мультиков, так же, как и сказки, слишком явно делят этот мир на доброе и злое, что не совсем соответствует жизненной правде. Объясните своему ребёнку, что чаще всего в жизни ему будут встречаться люди, в которых перемешано хорошее и плохое, и не нужно делить этот мир на два противоположных полюса, поскольку в нём гораздо больше оттенков и полутонов, чем чего-то однозначного светлого и тёмного.
Для развития творческих способностей ребёнка можно попробовать с ним взять какого-то полюбившегося ему персонажа, и попробовать сочинить о нём какую-то историю с продолжением или поставить спектакль по оригинальному сценарию, посвящённому похождениям этого героя. Вариантов для того, чтобы с пользой для развития ребёнка использовать его увлечение анимацией может быть множество.
Как с возрастом видоизменяется потребность в героях
С возрастом потребность детей в героях, конечно, несколько видоизменяется и модифицируется. Вряд ли подростки 12-14 лет будут играть в каких-то анимационных персонажей, от которых они были без ума ещё несколько лет назад.
У них появляются свои индивидуальные герои, соответствующие их индивидуальным жизненным увлечениям (великие спортсмены, бизнесмены, создатели успешных социальных сетей и прогрессивных Интернет-технологий, музыканты, деятели искусства и т.д.), или какие-то персонажи индустрии развлечений, с которыми они могли бы себя идентифицировать с точки зрения возраста и общих интересов.
Для некоторых современных подростков герои – это те, кто смог прославиться с помощью оригинальных селфи и видеороликов, набирающих наибольшее количество просмотров на YouTube. Это новое веяние времени. Мы живём во времена «пустых» героев, которые получают свою славу не благодаря тому, что делают что-то значительное, а благодаря миллионам просмотров их «шедевров» на YouTube.
Станьте главными героями для своих детей
Возможно, вашему ребёнку и не нужны какие-то «посторонние» вымышленные герои, формирующие определённые модели и стереотипы его поведения. Почему бы вам самим не стать главными персонажами их детства, которые сделают их жизнь по-настоящему яркой, интересной и захватывающей, и станут для них самым лучшим образцом для подражания?
Если вы будете проводить со своими детьми побольше времени, почаще играть и путешествовать по разным интересным местам планеты, то, возможно, у них и не будет особой нужды в каких-то анимационных и кинематографических героях. Если жизнь ребёнка будет полна увлекательных детско-юношеских приключений, то вряд ли ему захочется играть в каких-то нереальных голливудских мутантов.
Конечно, в сложные подростковые годы очень непросто стать героями для своих детей. Но это как раз то время, когда ваш подросший ребёнок уже должен понять, что он – самый главный герой своей жизни!