Сегодня многие родители стремятся к тому, чтобы их ребенок, как в старой поговорке, был «и швец, и жнец, и на дуде игрец». С этой целью они записывают своих детей на дополнительные занятия, в многочисленные кружки и секции. Но является ли такое дополнение к школьному образованию необходимым условием для всестороннего развития ребенка?
Польза факультативных занятий и кружков
Разумеется, трудно спорить с тем фактом, что, например, занятия музыкой, изучение иностранного языка, изобразительное творчество или спорт способствуют развитию ребенка, повышению его самооценки, обретению новых знаний и навыков, общению со сверстниками. Для занятых родителей кружки и секции являются единственным доступным способом организации времени детей после школьных занятий. Ребенок, посещающий факультативные занятия, секции и кружки, вряд ли будет занят бесцельным времяпрепровождение перед экраном телевизора или дисплеем компьютера. В секции под присмотром педагогов он находится в безопасности. Кроме того, кружки особенно рекомендуют детям – интровертам, которые с трудом идут на контакт со сверстниками.
По мнению детских психологов, общие интересы помогают установлению дружеских отношений, необходимость достижения коллективной цели способствует развитию коммуникативных навыков, умению отстаивать свою точку зрения и искать компромиссы, а небольшое количество участников группы и неформальная атмосфера создает благоприятные условия для знакомства и общения.
Правило золотой середины
Однако смену деятельности нельзя назвать отдыхом, это в любом случае, дополнительная нагрузка. Сегодня уже ведутся споры по поводу того, нужна ли она детям вне школьных рамок? В этом вопросе важно соблюдать меру. Некоторые родители буквально расписывают по часам будни своих детей: сначала школа, затем спортивная секция, следом – центр развития, а к концу дня ребенок уже выжат как лимон. Вопрос в том, действительно ли ему необходимы все эти дополнительные занятия? Или это нужно самим родителям, стремящимся удовлетворить личные амбиции и воспитать конкурентоспособное дитя?
Действительно, многие мамы и папы возлагают на ребенка повышенные требования и ставят его в условия непрекращающейся гонки, которые ему приходится исполнять с ущербом для психики. Зачастую они закладывают в его сознание идею о необходимости непрестанной конкуренции со сверстниками, таким образом, ребенок нацелен на достижение результатов, однако все это способствует формированию нестабильной самооценки, которая зависит исключительно от степени его успеха.
Допустимое количество часов на занятия вне школы
Перегрузка ребенка чревата такими проблемами, как невротические заболевания и даже депрессия. Существуют санитарные нормы учебной нагрузки для младших школьников. Так, максимально допустимая нагрузка для учащихся 1-4 классов должна составлять не более 23 часов в неделю! Не случайно в первом классе педагогам запрещено давать детям домашние задания. Современные психологи считают, что перед выполнением заданного на дом материала детям младшего школьного возраста необходим трехчасовой отдых. Поэтому в процессе выбора секции или кружка для ребенка стоит соблюдать меру – ограничьтесь одним – максимум двумя кружками.
Не стоит записывать его без особой необходимости, например, в спортивные секции, где требуются регулярные многочасовые тренировки. Ребенку вполне достаточно двух занятий в неделю по 40 минут. А главное – выбирая кружок или секцию для ребенка, учитывайте в первую очередь его желания. Если ваш сын или дочь категорически против какого-то кружка, не настаивайте, лучше придумайте альтернативный вариант, определите сферу, которая ему будет интересна.
При выборе секции учитывайте характер и психологические особенности вашего ребенка. Застенчивого малыша имеет смысл записать в театральную студию, занятия в которой помогут ему раскрепоститься, а активного и энергичного ребенка логично записать в спортивную секцию, которая поможет ему направить бьющую через край энергию в полезное русло. Но имейте в виду: наиболее яркие и счастливые воспоминания детства связаны не с изучением нотной грамоты или неправильных английских глаголов, а с играми на свежем воздухе, приключениями на даче и общением с любящими родителями.