Детские организации Москвы и Подмосковья

Реклама

My Sadik - детские сады в ЦАО и ЗАО

Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.

Подробнее
Реклама

Частные детские сады Лучик

Набор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Летняя программа.

Подробнее
Реклама

Филиалы ясли-сада Academkids

От 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.

Подробнее
Реклама

Европейский Гимнастический Центр

Гимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.

Подробнее
Реклама

Товары для детского творчества!

Широкий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!

Подробнее
Реклама

Развивающие игры в ЛЕОНАРДО!

Прекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!

Подробнее
Реклама

Частная школа "Концепт"

Идёт набор в 1 класс и детский сад на 24-25 уч.год. Лицензия, погружение в языковую среду! Измайлово.

Подробнее
Реклама

Центр образования САМСОН

Лидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.

Подробнее

Методики раннего развития детей: нужно ли взращивать «пелёночных» гениев?

Есть немало родителей, которые пытаются вырастить из своего малыша гения практически с пелёнок, используя различные методики раннего развития. Что представляют собой эти методики? Чем они отличаются друг от друга? Действительно ли имеет смысл их использовать, или лучше не торопить события?
Методики раннего развития детей: нужно ли взращивать «пелёночных» гениев?

Нужно ли взращивать «пелёночных» гениев?

Были времена, когда о раннем развитии детей (начиная примерно с полугодовалого возраста) никто из родителей и не помышлял. Но в какой-то момент у молодых мам и пап всего мира начался настоящий бум взращивания юных «пелёночных» гениев. Родителям захотелось, чтобы их ребёнок стартовал в своём умственном развитии гораздо раньше своих сверстников и опередил их в гонке за выдающимся жизненным успехом.

Естественно, «эпидемия» раннего развития детей разгорелась отнюдь не случайно. Прежде всего, её вызвали ставшие неожиданно популярными различные методики преждевременного воспитания будущих умников. А уж когда глава японской корпорации Sony Масару Ибука издал в 1970-х годах книгу «После трёх уже поздно», родители в срочном порядке бросились учить уму-разуму своих только что родившихся отпрысков, лишь бы не опоздать с их интеллектуальным развитием.

К сожалению, или, к счастью, ещё ни одна подобная методика не помогла воспитать гения. Наверное, это происходит потому, что выдающуюся личность невозможно вырастить по готовому рецепту. В каждом конкретном случае её становлению способствует индивидуальное стечение обстоятельств.

Раньше времени обучать детей чтению тоже не имеет особого смысла, поскольку они могут приобрести этот навык к 3 годам только механически, не особо понимая смысла прочитанного. Если вы хотите по-настоящему воспитать яркую, неординарную личность, то вы должны, прежде всего, развивать у своего ребёнка независимое, самостоятельное, креативное мышление, а не гоняться за какими-то методиками и хорошими оценками в школе.

Тем не менее, кое-что ценное в подобных системах всё-таки имеется (некоторые из них существуют уже более ста лет и проверены многими родители из самых разных стран мира). Вряд ли нужно следовать им досконально, но определенные идеи, или даже, скорее, их философию и концепцию, позаимствовать можно. Что же представляют собой некоторые из этих методик?

Методика Марии Монтессори: индивидуализм, самостоятельность, независимость

Эта методика была создана более ста лет назад итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Несмотря на то, что сейчас мы живём совсем в другой реальности, в мире Интернета и цифровых технологий, философия воспитания детей, заложенная в этой системе, по-прежнему остаётся очень актуальной, и её активно используют в центрах развития ребенка, в элитных детских садах и просто в домашних условиях.

Основной акцент в методике Марии Монтессори делается на воспитании у детей индивидуализма, самостоятельности и независимости, и девиз у неё соответствующий - «помоги мне сделать это самому!». По мнению итальянского педагога, развивать у детей «самость» нужно с раннего детства. Как только они будут способны делать что-то самостоятельно в бытовом и учебном плане, они должны выполнять это сами, без какой-либо посторонней помощи взрослых.

В том числе, дошкольники должны сами выбрать для себя наиболее привлекательный вид образовательного досуга. Родители должны лишь показать им, как и что нужно делать, чтобы это было безопасно, и создать необходимые условия для развития их природных способностей, предоставив необходимые материалы для обучения.

Дальше ребёнок должен принимать решения самостоятельно, и его фантазия в выбранном занятии ничем не должна ограничиваться. Он может делать сколько угодно ошибок, не боясь быть за них наказанным, чтобы, в конце концов, собственными силами добиться прогресса в тех занятиях, которые он выбрал.

Считается, что дети, «воспитанные по-Монтессори», вырастают самостоятельными, независимыми, смелыми, свободолюбивыми индивидуалистами, не боящимися неудач, провалов и ошибок (именно поэтому эта методика приобрела такую популярность в западной цивилизации, где индивидуализм и независимость ценятся превыше всего, а вот  «коллективных» странах последователей у неё немного).

Наверное, если бы всех детей воспитывали по принципам Монтессори, наш мир был бы совсем другим. Но, к сожалению, правительствам многих стран не слишком выгодно, чтобы их граждане были самостоятельными и независимыми личностями. Иначе, кто поверит государственной пропаганде?

Главное, что можно позаимствовать из этой системы – это воспитание у детей самостоятельности и независимости с самых малых лет, саморазвитие ребёнка в соответствии с его природными наклонностями и отсутствие каких-либо наказаний за ошибку. А вот образовательные материалы, предложенные Монтессори, использовать удобно, но не обязательно – нечто подобное можно придумать и создать самим.

Методика Глена Домана: карточная система для малышей

Эта методика раннего развития детей была разработана в середине прошлого века американским военным врачом Гленом Доманом, который полагал, что приступать к обучению детей чтению и счёту можно уже с полугодовалого возраста.

Для этого в его методике используются специальные белые карточки, на которых красным цветом написаны слова, нарисованы цифры или различные бытовые предметы с подписями, демонстрирующиеся ребёнку несколько раз в день. Соответствующие карточки (которые так и называются - карточки  Домана) можно изготовить самостоятельно или купить.

Американский врач считал, что стимуляция зрения с помощью красного цвета значительно усиливает мозговую активность, и помогает маленьким детям лучше запоминать информацию, и в результате, они быстрее осваивают навык чтения и счёта.

Есть немало родителей, которые пытаются вырастить с помощью карточек Домана юного гения, но вряд ли из этого получится что-то путное. Механическое заучивание слов и цифр ещё никого не сделало выдающимся мыслителем. Для того, чтобы ребёнок стал яркой, неординарной личностью, прежде всего, необходимо развивать у него оригинальное, независимое мышление, а не использовать какие-то карточки.

Утверждается, что по методике Домана обучались десятки Нобелевских лауреатов, но на самом деле, это не более чем рекламный миф (имена этих гениев нигде не обнародованы), созданный для стимулирования её продаж.

Методика семьи Никитиных: в здоровом теле – здоровый ум!

Эта система была создана многодетными родителями Борисом и Еленой Никитиными, (воспитавшими семерых детей), в далёкие 1960-е годы.

Главная задача данной методики – развитие индивидуального таланта и творческих способностей ребёнка. Так же как и у Марии Монтессори, в методике Никитиных особое внимание уделяется
развитию у будущих гениев самостоятельности.

С самых малых лет дети, по возможности, всё должны делать сами, и самостоятельно выбрать для себя наиболее подходящее для них образовательное занятие, а также распорядок дня. Родители же должны создать для них максимально комфортную развивающую атмосферу, которая могла бы пробудить у них интерес к какой-либо сфере знаний (в детской комнаты предлагается развесить алфавит, таблицы счёта, географические карты, поставить полки с книгами и т.д).

Одно из главных достоинств методики раннего развития Никитиных – это гармоничное сочетание физического и интеллектуального развития, о чём многие родители, порой, забывают. Как и древние перипатетики, Никитины считали, что физические упражнения стимулируют мозговую активность, поэтому нужно обязательно сочетать движение и умственные занятия (дети Никитиных активно закалялись, бегали по снегу и упражнялись в силе и ловкости на различных домашних гимнастических снарядах).

Пожалуй, это одна из главных идей, которую можно позаимствовать родителям в системе Никитиных. Физическая активность для воспитания будущего гения не менее важна, чем умственные упражнения, поскольку во время движения улучшается кровоснабжение головного мозга и появляется отличная возможность лучше соображать.

К сожалению, в обычных «сидячих» школах дети не могут на уроках себе это позволить, но в ходе домашнего обучения вы можете предложить им попробовать совместить умственное и физическое движение. Наверняка, после этого у них гораздо чаще начнут появляться интересные идеи.

Кроме того, особый акцент в этой системе делается на свободном творчестве и отсутствии каких-либо наказаний за ошибку (в методике Никитиных предусмотрены специальные игры для развития творческих способностей детей).

Считается, что дети, воспитывающиеся «по-никитински», вырастают самостоятельными, независимыми творческими личностями. Хотя, адаптироваться после такой атмосферы творческой свободы в общеобразовательной системе им будет непросто. Но вот для тех, кто собирается практиковать семейное образование, или живёт в эко-поселениях и планирует воспитывать детей самостоятельно, методика Никитиных может подойти идеально.

Вальдорфская педагогика: творческое развитие и никаких оценок!

Эта система (или, скорее, теория воспитания детей) была разработана почти сто лет назад немецким философом и педагогом Рудольфом Штайнером (её также называют вальдорфской педагогикой, так она была названа в честь детского сада открытого при фабрике Вальдорф-Астория в Штуттгарте). Несмотря на то, что сейчас мы живём совсем в другую эпоху, эта система воспитания детей не утратила своей актуальности и в век компьютеров, смартфонов и Интернета.

Рудольф Штайнер считал, что вместо того, чтобы прививать детям дошкольного возраста механические навыки чтения и счёта, нужно, прежде всего, в игровой форме развивать их творческие способности, интуицию и воображение. Они должны сами выбрать для себя наиболее интересное творческое занятие, без какого-либо давления со стороны взрослых.

Одно из главных достоинств вальдорфской педагогики - запрет на оценку творческой и образовательной деятельности ребёнка, который должен заниматься своим любимым делом ради удовольствия от процесса, а не для того, чтобы получить похвалу и какое-то поощрение. Это, наверное, самое важное, что можно из неё позаимствовать.

Дети, воспитывающиеся по принципам Рудольфа Штайнера, вырастают творческими личностями нонконформистской направленности, и способны развивать активную деятельность без какого-либо общественного поощрения и поддержки большинства людей.

Теория анскулинга Джона Холта: образование вне школы и детского сада

Теория альтернативного обучения вне школы unschooling была создана в 1970-х годах американским педагогом Джоном Холтом, считавшим общеобразовательные учреждения не лучшим местом для воспитания ярких, неординарных, творческих личностей.

По его мнению, лучше всего дети обучаются на собственном опыте тому, что им по-настоящему интересно, и практические занятия с родителями дома и за его пределами могут быть гораздо эффективнее многолетнего высиживания в школе.

Согласно теории анскулинга, ребёнок должен сам выбрать для себя наиболее привлекательные образовательные дисциплины и сферы человеческой деятельности, а задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить его необходимыми материалами и создать возможности для более углубленного изучения этих направлений.

В какой-то степени, это тоже система раннего развития детей, поскольку начинать её практиковать Джон Холт предлагал задолго до наступления классического школьного возраста.

Анскулинг – это не обязательно домашнее образование. Это любое обучение (дома, в путешествиях, в концертных залах, в музеях и т.д.) вне школьной или «детсадовской» системы, которое родители могут предоставить своему ребёнку для развития его природных талантов. Это образование, доставляющее ребёнку истинное удовольствие, а не автоматическое высиживание в школе или в детском саду.

Родителям-фрилансерам, имеющим много свободного времени для общения со своими детьми, и всем, кто воспитывает своих отпрысков в рамках семейного образования, идеи анскулинга Джона Холта должны показаться очень привлекательными.

Создайте свою методику

Для того, чтобы вырастить из своего ребёнка по-настоящему яркую личность, вряд ли нужно чётко придерживаться придуманных кем-то систем раннего развития.

Каждый ребёнок индивидуален и для каждого из них нужна своя система раннего и позднего развития. Попробуйте придумать её для своего будущего гения сами. Хотя, кое-что полезное из уже существующих аналогичных систем, безусловно, позаимствовать можно.