Вопрос
Моему сыну 2,5 года. Ребенок больше предпочитает играть со старшими детками, чем со сверстниками. Естественно, его старшие друзья не обижают Глеба, поэтому я как-то не задумывалась над этим вопросом. Я всегда объясняла сыну, что драться — плохо.
А вот недавно были в компании с ребенком младше Глеба. Малыша там не ругают, если он начинает драться, даже папа поддерживает. И вот картина, стоит мой сын в недоумении, а мальчик его "дубасит" по голове игрушкой. Я подсказала Глебу, чтобы он сделал замечание мальчику — не помогло. Глеб тогда стал избегать "общения с драчуном" -не помогло. Я намекнула родителям, что мой сын не привык к подобным играм, но мальчик уже вошел в раж и его родители не могли успокоить. Я разрешила Глебу дать сдачи, мой ребенок меня не понял... в общем в конце-концов он забрался ко мне на руки и просидел там, пока мальчик не переключил свое внимание на другую игру.
С весны хочу начинать отводить Глеба в садик и, честно говоря, я в растерянности: учить сына давать сдачи или нет? И как объяснить ребенку, почему тут можно драться, а тут нельзя?
Спрашивает: Котлячкова Нина Николаевна
Ответ
Здравствуйте, Нина!
Для детей, особенно до трехлетнего возраста очень важно, чтобы правила поведения были незыблемы, поэтому от родителей и воспитателей требуется последовательность и по мере возможностей единодушие. Именно поэтому объяснить, как вы пишите, «почему тут можно, а тут нельзя» будет крайне сложно. Поэтому лучше всего придерживаться выбранной вами линии — «драться нельзя» — и по возможности учить сына решать проблемы другим способом. Вы совершенно правильно обозначили для своего сына уже как минимум два варианта реагирования, исключая пресловутое «дать сдачи»: сообщить, что тебе неприятно (можно попросить перестать) и избегать дальнейшего взаимодействия. Для грядущей детсадовской жизни этого уже будет вполне достаточно, но можно еще вооружить ребенка приемом «если тебя не послушали, можно попросить помощи у воспитателей», ведь они находятся в группе, чтобы следить за малышами и учить их решать проблемы. Разумеется, в детском саду со всеми случаями рукоприкладства будут разбираться воспитатели на месте, возможно, у вашего сына и вовсе не будет с этим проблем, так что заранее можете никак мальчика не «готовить», а проблемы решать по мере поступления. Кроме того, не бойтесь вмешиваться лично (а не только советами своему ребенку) в ситуацию, если она разворачивается на ваших глазах. Так в приведенной вами в пример истории вы вполне могли бы перехватить за руку бьющего ребенка и спросить его: «ты что-то хочешь сказать?» или просто сообщить «я своего сына бить не разрешаю», обычно это действует весьма отрезвляюще, даже на самых отъявленных драчунов, особенно если их родители не пресекают подобного поведения. Я лично, если вижу агрессию в адрес своих детей, часто говорю еще что-то вроде «мальчик, наверное, просто забыл, как общаться вежливо... ». В любом случае не стесняйтесь комментировать спорные ситуации таким образом, чтобы ваш сын видел, что вы не одобряете рукоприкладства и всегда готовы его защитить.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог