Вопрос
Здравствуйте, моей дочери 4 года проблема в общении с оной из воспитательниц. категорически игнорирует просьбы воспитательницы (даже фрукты из ее рук не берет, волосы не дает расчесывать,), на занятиях не выполнятет просьбы(воспитательница не может определить уровень знаний дочери), даже в форме игры когда воспитательница пытается обнять Её дочь вырывается. Дома когда я спрашиваю почему так себя ведет отвечает дочь "плохая воспитательница". я дочери объясняю, что она не права ко всем ребяткам воспитаттельница хорошо относится, и что ребятки хорошщо к воспитательницы относятся, на что дочь спрашивает "А когда ребятки к ней будут плохо относится?". и это происходит с июня 2013 года, с начала я думала адаптационный период, т. к. к чужим взрослым подозрительно относится, но до сих пор ничего не меняется. Еще эта воспитательница говорит, что моя дочь "Ведомая", дружит именно с активными ребятами, избирательна в общении, но общительна одна не может играть (дома тоже не может одна играть, всегда нужна компания для игры, которую дочь сама придумывает). То жаловалась воспитательница, что дочь обижала ребят, игрушки раскидывала, плохие слова говорит, я с дочкой поговорила, и дочь обещала хорошо себя вести, так оно и происходит. Разговаривала с дочкой объясняла, что дружба в другом заключается, а если кому-то хочется нахулиганить пусть сами это совершают, иначе я переведу ее в другую группу к другим ребятам, на что дочь разревелась. Дочь воспитываю без папы, с бабушкой и дедшкой. возможно это недостаток мужского (папиного) внимания проявляется, либо я слишком строга сней, пытаюсь идеальную воспитать, всегда говорю что она девочка должна хорошо себя вести.
Спрашивает: Харина Надежда Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Надежда!
Судя по поведению вашей дочери, какой-то конфликт между ней и этой воспитательницей все-таки произошел, или девочка просто наблюдала со стороны такое поведение, которое позволило ей сделать вывод о том, что она «плохая воспитательница» (так бывает, если дети видели, например, как при них наказывают других детей и т. п. ), после чего ваша дочь стала от нее дистанцироваться. Такая ситуация часто встречается, особенно если дети чувствительны и сразу не расположены ко взрослым (как и ваша дочь), а должны присмотреться Результатом этого «присматривания» уже и является или постепенное «оттаивание» ребёнка, или напротив отвержение неприятных ему взрослых. Кроме того, дети тонко чувствуют отношение взрослого с ним, они часто не могут выразить этого словами, но эмоциональный фон они улавливают очень хорошо, может быть и ваша дочь чувствует то недовольство в свой адрес, которое есть у ее воспитателя, когда та говорит вам о «ведомости», «плохом поведении» девочки. Некоторые дети могут не обращать на это внимание, но некоторые очень чувствительны к тому, когда одни взрослые «сдают» их другим.
В вашем случае было бы замечательно, если бы ситуацию взял под контроль штатный психолог детского сада, потому что именно он может, во-первых, посмотреть на неё со стороны, во-вторых, может помочь воспитательнице простроить отношения с вашей дочерью так, чтобы сгладить эту неприязнь со стороны ребенка. Очевидно, что вы своим влиянием на девочку вряд ли сможете сдвинуть ситуацию с мертвой точки, все-таки первый шаг в таком случае должен сделать взрослый (и я имею в виду не вас, а воспитателя).
Напоследок позволю себе прокомментировать и последний абзац вашего письма. Вы абсолютно правы в том, что воспитать идеального ребенка не возможно, тем более если эти попытки связаны с усилением родительской «строгости», а вашу установку на «хорошее поведение», чтобы она работала эффективнее, попробуйте заменить на конкретные правила и просьбы: «общаемся вежливо», «выполняй, пожалуйста, просьбы взрослых», «извинись, если ты видишь, что кого-то обидела» и т. п. Таких просьб не должно быть много, так что постарайтесь укрупнить ваши установки (но не теряя конкретности), чтобы им легко было следовать, а в случае необходимости правила можно было бы напомнить одним-двумя предложениями. Расшифруйте для девочки, что вы понимаете под «хорошим поведением», чтобы снять излишнее напряжение («а хорошо ли я себя сейчас веду?») и необходимость каждый раз объяснять, в чем она не права. Постарайтесь сделать эти правила общими, объясняя их необходимость (вежливость, удобство для общения, внимательное отношение приятно другим, никому не понравится, если его будут, например, бить и т. п. ), не стоит привязывать «хорошее поведение» к полу, пусть ваши правила поведения будут универсальными.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог