Вопрос
Здравствуйте! Моему ребенку 4 он путает цвета. Может просто мы их не выучили или он дальтоник. Сначала рассказываю и показываю (белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный) потом прошу дай красный дает наугад и так со всеми цветами, но спрашиваю какое солнышко цветом покажи дает желтый но назвать может хоть красный хоть зеленый хоть синий. И еще он левша карандаш держит плохо не получается рисовать как научить не знаю. Дома начинаем рисовать у него не получается не старается потом все бросит. Прошу давай еще начинает просить хочу кушать пить и еще что-нибудь придумает. С цифрами попроще выучили до 5 считаем до десяти(пости всегда правильно семь восемь путаем местами).
Что мне делать он начинает отставать в развитии, дальше еще будет сложнее. А так и не скажешь хитрить научился разговаривает хорошо, геометрические фигуры знает основные (круг, квадрат, треугольник, овал), играм спрячь предмет говорит сразу что спрятала. Подскажите
Спрашивает: макарова ирина
Ответ
Здравствуйте, Ирина!
Для того чтобы понять, различает ли ребенок цвета (и, кстати, для усвоения детьми понятия цвета и запоминания названий цветов тоже), лучше всего использовать игры на сортировку. Найдите несколько одинаковых предметов, отличающихся только цветом (пуговицы, бусины, шарики, кубики и т. п. ) и емкости, в которые будут помещаться несколько таких предметов одновременно. Затем позовите ребенка поиграть: ваша задача положить по одному предмету в каждую емкость, задача ребенка — сортировать дальше. Например: вы берете красную пуговицу, кладете в одну миску (хорошо, если она тоже будет красного цвета), вторую в синюю, третью в желтую, затем снова берете красную и медленно кладете ее в ту же миску, где уже лежит одна красная. После этого говорите сыну «разложи дальше, какие куда подходят». Мальчик выполняет задание. Если он сортирует правильно, значит, можете быть спокойны — разницу между цветами он видит. Затем вы, показывая на каждую мисочку, произносите по одному слову «красный», «синий», «желтый» (таким образом вы знакомите ребенка с названными понятиями). Не стоит сразу спрашивать, где какой, чтобы проверить, как мальчик усвоил эти понятия, детям нужно время, чтобы поманипулировать с понятием, которое нужно усвоить, дайте ребенку время поиграть с цветами. Называйте цвет сами: «Дай, пожалуйста, синий», «Спрячь в руке красный», «Высыпи все желтые» и т. п, Используйте для игры не более 5 цветов (хорошо, если два-три из них будут ребенку уже знакомы), чтобы запоминать было легче. Если ваш сын любит и успешно выполняет задание «угадай, что спрятано», также поиграйте в эту игру, используя одинаковые предметы разных цветов. И лишь в самом конце вашего занятия можете, взяв в руки по очереди предметы каждого цвета, спросить «это какой?» В случае ошибки можете не поправлять ребенка, а запомнить, с какими цветами по-прежнему проблему и использовать эти цвета в следующий раз, когда будете играть. Те же цвета, которые сын назовет правильно, можно использовать в других играх — «найди в комнате что-то этого цвета», «раскрась картинку этим цветом», «что бывает такого цвета, а что не бывает», можно приобрести игры на сортировку предметов по цветам и т. п.
Обобщу всё вышесказанное в резюме:
1. Понять, видит ли ребенок разницу между цветами, можно попросив его сортировать предметы по цвету, Это нужно сделать в первую очередь.
2. Предметы для игры должны быть одинаковыми, отличаться только цветом, чтобы ребенок не путался и не отвлекался на другие признаки (сравнивать нужно красную и синюю пуговицы, чтобы выявить их принципиальное и единственное отличие, а не красную машинку с синим мячом, чтобы не приходилось понимать, какое именно их отличие имеется в виду)
3. Когда вы убедитесь, что ребенок различает цвета, вам нужно как можно дольше поиграть с предметами, называя цвет самим, чтобы ребенок лучше усвоил понятие
4. Спрашивая у ребенка, какого цвета предмет, вы не поправляете его в случае ошибки, а делаете для себя вывод, что с этим цветом нужно будет поработать еще
Насчет рисования и постановки руки могу посоветовать: предлагать ребенку какие-то интересные для него задания, чтобы ему самому хотелось писать или рисовать (если ему не нравится раскрашивать, не заставляйте, найдите что-то такое, что надо делать ручкой или карандашом, что будет доставлять вашему сыну удовольствие), приобрести трехгранные карандаши или потренировать пинцетный трехпальцевый захват (такое положение пальцев, как требуется при держании ручки) на других предметах.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог