Вопрос
Добрый день! Моему сыну 5 лет. Ходим в детский сад с 1 года 10 месяцев. Проблем с посещением детского сада не было до этого года. Я устроилась на другую работу и теперь забираю его чуть позже, иногда он остается последним. Начиная с сентября месяца в поведении ребенка произошли кардинальные изменения, мы, конечно, сталкивались с проблемой каприз и непослушания дома, но теперь он начал драться, кусаться, если хоть что-то идет не по его плану, он начинет сильно злиться, убегает из группы (от воспитателей), когда начинаются занятия он сразу же говорит, что у него ничего не получится. И каждый день воспитатели жалуются на него. Мы ходили к неврологу, пропили курс успокоительных препаратов, но невролог никаких отклонений не отметила, сказала, что это могут быть возростные изменения. Мы, конечно, избаловали ребенка сами, покупаем ему часть то, что он захочет, даже если нам это не по карману, ребенок очень редко сталкивается с отказами. Не реагирует на наказания. Очень трудно справиться с такой ситуацией самостоятельно. Подскажите как действовать родителям, бабушкам в такой ситуации.
Спрашивает: Шарыпова Наталия
Ответ
Здравствуйте, Наталия!
Возможно, такова реакция вашего сына на изменившийся режим — вы стали забирать его позже, и ему это не нравится, а как вы сами говорите, сталкиваться с отказами он не привык, и до этого все старались сделать так, чтобы мальчика всё устраивало. Если вы отдаете себе отчет в том, что до этого «баловали» ребенка, но сейчас решили перестать, то механизм прост — то, что вы одобряете, то, что позволяете, что «работает», ребенок повторяет, то что вы не одобряете, чего не позволяете, то, что «не работает» — не используется и не закрепляется в поведенческом арсенале детей. Разумеется, было бы проще сразу дать понять, что подобное поведение не допустимо и истерикой ничего не добьешься, но если уже сложилось, как есть, придется запастись терпением и показать сыну, что привычные ему стереотипы поведения больше не работают.
И даже если права ваш невролог, и это действительно возрастные изменения — проблема сейчас в любом случае касается границ — мальчик их проверяет и нужно их заново простроить. Нужно проявить жесткость и в каждом случае четко показывать границы дозволенного. Если ребенок убегает, его надо ловить — нужно чисто физически пресекать то поведение, которое вы хотите прекратить. Ребенок должен видеть, что это невозможно, не просто можно, но осуждается, не нравится взрослым, но в принципе «провернуть» возможно, а невозможно, недопустимо, потому что не допускают. Это тавтология, как масло масляное, но именно это и работает. И именно так и должны действовать и воспитатели, и вы, и бабушки.
Придется усилить контроль — внимательнее следить за мальчиком, запастись терпением, чтобы «отлавливать» и останавливать его всякий раз (перехватывать руку, когда замахивается ударить, ловить, если собирается убегать, пресекать неадекватные проявления злости и пр. ). Разумеется, он не будет «счастлив», но его недовольство придется пережить, и дождаться, когда он смирится с новыми правилами игры и примет их.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог