Ваш ребенок явно чем-то расстроен, в его глазах легко читается печаль, а на вопрос: «Что с тобой?» - он отвечает: «Со мной никто не хочет дружить». Родители в таких ситуациях испытывают схожие чувства: гнев, обиду за ребенка, грусть, - но почему-то спешат отделаться банальной фразой: «Ничего, не переживай» (или «Все пройдет», «Зато у тебя есть папа, бабушка и я»). Как же на самом деле помочь ребенку в такой ситуации?
Внимание к чувствам ребенка – первый шаг к решению проблемы
Начнем с того, что все набившие оскомину ответы родителей («Все пройдет», «У тебя все впереди»), ребенок интерпретирует по-своему, а именно: «Нельзя доверять своим чувствам, ведь мама говорит, что нет причин переживать. Поэтому я не должен чувствовать то, что я чувствую сейчас». Иными словами, делая вид, что проблема отсутствует, родители ее не решают, затотем самым обесценивают чувства ребенка. В результате либо поток жалоб с его стороны становится больше, либо он предпочитает вынужденную изоляцию.
Стоит заметить, что дети сами в редких случаях признаются в проблеме: более вероятно, что замкнутый и робкий ребенок будет переживать в одиночестве, что, конечно, может только усилить его депрессию. Если ребенок выглядит нервным, возбужденным или расстроенным, лучше тактично выяснить, в чем причина. Для этого задавайте вначале только те вопросы, на которые можно ответить: «Да» или «Нет». Ребенок, у которого на душе неладно, может избегать развернутых ответов, а родительская тактика допроса может его отпугнуть или вызвать ответную агрессию. Лучше говорить не только с ребенком, но и с воспитателем группы в детском саду, возможно, она прояснит ситуацию.
Когда родители усугубляют проблему…
Часто бывает, что проблемы в общении у ребенка нет, просто у него интровертныйпсихотип личности, т.е. он сосредоточен на своем внутреннем мире, немного замкнут, не склонен к общению и избирателен в выборе друзей. Но родителям-экстравертам трудно смириться с тем, что, например, их сын – «тихушник», они удивляются, как можно в песочнице играть только с одним ребенком, когда у них в том же возрасте в друзьях были все дети из окрестных домов. Когда родители слишком часто говорят в присутствии ребенка, что «он одиночка», «у него нет друзей» или «вот я в его возрасте была душой компании», он может действительно замкнуться в себе. Поэтому родителям-экстравертам нужно осознать: если ребенок большую часть дня пребывает в ровном настроении и у него есть хотя бы один друг, серьезной проблемы с социализацией у него нет, таковы особенности его личности.
Родители-интроверты также могут усугублять проблему, но уже противоположным способом. А именно - не поощрять общение сына или дочери со сверстниками («Зачем тебе играть с чужими детьми на площадке? Лучше поедем на дачу. Там никого нет, у тебя своя песочница, никто не будет тебе мешать»). Изолируя ребенка от других детей, такие мамы и папы имеют свои «бонусы»: исключается всякое стороннее влияние (заимствованные плохие словечки, дурные манеры и т.д.), не нужно приглашать в гости друзей, общаться с их родителями. Некоторые родители-интроверты бессознательно стремятся к тому, чтобы ребенок повторил их путь, «отбился от стаи». Однако для более сознательных родителей тот факт, что у сына или дочери нет друзей, будет хорошей мотивацией для того, чтобы самим начать общаться с людьми.
Если проблема все-таки есть…
Если вы все-таки уверенны, что у ребенка явные проблемы в общении, у него на самом деле нет друзей, лучше задать себе вопрос: «Что, на мой взгляд, чувствует мой ребенок сейчас: печаль, гнев, обиду? Возможно, имея аналогичный опыт в прошлом, вам будет легко расшифровать его чувства. Следующий шаг – расскажите о них, избегая местоимения «ты», то есть в безличной форме: «Это очень больно и грустно, когда с тобой не хотят дружить». Большинство родителей, имевших в детстве примерно такой же опыт, вообще избегают разговора о чувствах, ведь это может напомнить им о былых душевных травмах.
Если вы сумеете озвучить чувства ребенка, он осознает,что может доверять себе, своим переживаниям. Кроме того, ребенок будет чувствовать, что в любой ситуации у него есть настоящий друг, пускай и единственный, в вашем лице. И не спешите тут же вмешиваться в отношения ребенка и других детей, это необходимо лишь в крайних ситуациях, например, когда детский коллектив третирует его из-за каких-то физиологических особенностей или национальности. Лучший способ – дайте ребенку возможность завести новые знакомства, например, записав его в творческую студию или кружок. В таких детских «сообществах» (психологи их еще называют «альтернативной зоной успешности») все участники коллектива обычно хорошо взаимодействуют друг с другом и общаются, объединенные общим делом.