«Со мной никто не дружит» - от такой фразы не застрахованы ни одни родители. С любым ребенком может произойти такая неприятная ситуация даже в раннем дошкольном возрасте. Не вешайте нос, возможно, все не так плохо, как кажется! Нужно только приложить немного усилий и социальная жизнь вашего крохи наладится.
Наука общения
Как только ваш малыш стал общаться со сверстниками, нужно сразу обучить его науке общения. Научите малыша не быть скованным и стеснительным в обществе ровесников, расскажите, как правильно надо дружить, как знакомиться, как правильно вести себя с друзьями и как лучше выходить из конфликтных ситуаций.
У детей дошкольного и раннего школьного возраста друзьями, как правило, являются те, кто живет с ними в одном доме, гуляет на одной площадке, ходит в одну группу и тому подобное. Поэтому с легкостью родители могут проследить поведение своего чада с ребятишками. Если существуют какие-либо недопонимания среди карапузов, организуйте совместную игру, где будет участвовать вся компания. Это объединит детей, так как по своей природе они очень открыты и дружелюбны.
Если проследить поведение своего чада нет возможности, например, если он в саду или школе, тогда стоит присмотреться к поведению ненаглядного. Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе, попросту не делится с вами своими проблемами. Возможно, причиной являются его взаимоотношения со сверстниками.
Если ребенок приходит домой угнетенный, стал замкнутым, попробуйте поговорить с ним. Создайте для этого благоприятную обстановку: сводите в детское кафе, сходите в парк - одним словом отвлеките ребенка от грустных мыслей. Начните разговор с того, как проходит день в школесадике, как складываются отношения с учителемвоспитателем, с кем он играет, в какие игры играют на переменахв игровые часы. Таким образом, у вас сложится представление о том, одинок ли ваш ребенок. Если такое впечатление сложилось, требуется выяснить, по какой причине коллектив отторгает ваше чадо.
Выявить причину – и устранить
Возможно, ваш ребенок чересчур застенчив и не активен, поэтому ему трудно влиться в коллектив. Попробуйте чаще брать ребенка в гости, пусть там будут и взрослые, и дети. Давайте деткам темы для общения, понаблюдайте со стороны, о чем они больше общаются и что им интересно. Хвалите ребенка за малейшие проявления активности в обществе, чаще интересуйтесь его мнением в тех или иных ситуациях. Старайтесь не «затыкать» рот, когда он влезает во взрослые разговоры, просто объясните, что перебивать не красиво, но его мнение крайне важно для взрослых.
И главное, не ругайте ребенка за застенчивость. Ведь это своего рода защита карапуза от негативных факторов. Расскажите ему о своих детских друзьях, как весело вы проводили время. Скажите, что не нужно стесняться знакомиться, новые друзья – это весело.
Другой причиной «изоляции» от коллектива могут быть сверстники. Это могут быть насмешки или «пробелы» в воспитании вашего ребенка. Причин для этого уйма. Поинтересуйтесь у учителя (воспитателя), может ваше чадо ябедничает, дерется, жадничает или много хвастается?
Если ребенок ябеда. Таким поведением ребенок хочет привлечь к себе внимание, быть лучше на фоне других. Это возникает из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Старайтесь чаще хвалить малыша.
Если ребенок применяет физическую силу. Малыш считает, что применив силу, он может заполучить желаемое. Объясните, что это не единственный выход, и что вскоре, он может остаться один, без друзей. Попробуйте «переиграть» конфликт дома, и пусть малыш посмотрит со стороны, как он себя ведет, и как надо себя вести. Возможно, в следующий раз он вспомнит нравоучение и попробует добиться своего более мирными способами.
«Жадина-говядина…» Если вы заметили за своим ребенком такой недуг, объясните, что делиться всегда нужно. Угощать – значит проявлять уважение и заботу, скажите, что сверстники нежелание делиться будут воспринимать как нежелание дружить.
Ребенок-хвастушка. Без сомнения, у кого-то игрушки лучше, у кого-то хуже. У многих деток на этой почве развиваются комплексы. Поэтому если от вашего чада исходят такие превозношения себя выше других, нужно объяснить, что все дети уникальны, все без сомнения хорошие. И если у тебя есть игрушка, которой нет у большинства сверстников, самым щедрым и лучшим поступком будет дать поиграть им с ней. Но не делайте акцент на то, что с помощью игрушки можно «подкупить» друзей или приобрести их. Скажите, что таким добрым жестом вы сделайте хороший поступок.
Если причина кроется в насмешках сверстников, то тут ситуация сложнее. Наверняка, каждого человека из детства всплывают какие-нибудь фрагменты дразнилок, насмешек в свою сторону. Да, было неприятно, но как-то же справились! Тем не менее, стоит учесть, что сегодня дети стали более озлобленными. Если раньше насмешки были шутливые, то сегодня дети не щадят друг друга. И уж если ваше чадо стало объектом злых шуток, взяться за этот вопрос нужно со всей серьезностью. Не надо хватать ребенка подмышку и бежать в школу или в сад в целях «построить» шутников - этим вы накалите обстановку. Мягко поинтересуйтесь, что ребенок делает не так, может, носит очки? Альтернатива им – линзы. Не так одевается? Приобретите такую одежду, которую носят большинство одногодок. Одним словом, от родителей требуется устранить причину насмешек.
Если ваши действия не приводят к положительному результату, стоит обратиться в родительский комитет. Обсудите проблему, выявите конкретных персонажей, портящих жизнь вашему малышу. Пусть родители проведут воспитательную беседу с каждым из них. В крайнем случае – никогда не поздно сменить школу или сад - ради комфорта и психологического благополучия вашего ребенка!