Вопрос
У нас трое детей:сын 8лет и девочка 5лет и малышка 9мес. У меня еле-еле хватает терпения на среднюю девочку. Она задирается к сыну-в результате они ругаются и дерутся,приходиться либо его ругать раз он старше и мальчик,либо её уносить в её комнату,но это уже с плачем. В её отдельной комнате всегда беспорядок, причем сильно творческий: мелко нарезанные бумажки(везде),бусинки,колечки,в кружках лежат заколки,вещи в игрушках. В каком углу разделась,там все и валяется. Сын более опрятен,чем она. Замечания приходится делать несколько раз,пока не накричишь,потом обижается и плачет. Рот у неё молчит, когда она спит,все остальное время она что-то шепчет,поет,болтает. Если что-то нужно,как "ляля" открывает рот и кричит-это тяжело выдержать. Я больше переживаю за то,что она меня заставляет сильно нервничать.
Спрашивает: Звеняцкая Екатерина Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Екатерина! По-видимому, заняться средней дочерью вам сейчас придется вплотную и вести работу сразу по нескольким направлениям. Дерущихся детей следует разнимать, чисто физически отделяя друг от друга, показывая тем самым, что вы не просто не одобряете рукоприкладство, а не допускаете его. Не обязательно, кстати, выговаривать основное недовольство сыну, аргументируя тем, что он мальчик и старше, дочери тоже неплохо понимать, что кулаками проблемы не решаются ни у больших, ни у маленьких, ни у мальчиков, ни у девочек. Так же, если вам не нравится такая форма просьбы как «кричать как ляля», вы тоже можете сообщить, что так вы общаться не будете, «захочешь попросить о чем-то — просто скажи об этом». С беспорядком бороться придется постепенно, в первую очередь постарайтесь вместе с дочерью обозначить места для вещей, пусть дочь сама выберет, где и что будет лежать в ее комнате, в дальнейшем ей будет легче поддерживать порядок. Можно наклеить фотографии вещей на шкаф, книг на полки, мусора на ведро. И когда возникнет необходимость убираться, ваша задача будет состоять не в том, чтобы «надоедать» с просьбами навести порядок, а в том, чтобы попросить проверить, все ли лежит на своих местах, используя эти картинки. Можно сделать плакат на стене, где друг напротив друга будет нарисовано, что где лежит (мусор напротив ведра, вещи напротив шкафа, игрушки напротив ящика), предложите дочери задание соединить линиями вещи и их места и в дальнейшем следить за порядком в комнате, используя этот плакат. Чтобы снизить градус собственных переживаний, учитесь формулировать призывы к уборке одним-двумя словами и простыми повествовательными предложениями. Не ругайтесь, не причитайте, не хватайтесь за голову, не читайте долгих нотаций (чтобы сберечь свои нервы), говорите информативно и коротко «Я вижу в комнате страшный беспорядок…». Чаще всего подобные замечания вызывают детей на диалог, в ходе которого вы можете сообщить, что рассчитываете на то, что порядок будет наведен, можете предложить свою помощь, обозначить время для уборки, «награду» за выполненные работы и т. п. Если вы чувствуете, что главная проблема в том, что вас «заставляют сильно нервничать», то постарайтесь снять с себя часть ответственности подобным образом – дайте девочке инструменты (картинки, плакаты и т. п. описанное выше), чтобы она могла больше делать самостоятельно. Дочь почувствует себя более взрослой, нужной, способной, а вы будете избавлены от необходимости следить, делать замечания и бесконечно повторять просьбы. С постоянно болтающим ребенком жить, безусловно, сложно, но можно, тут уж просто постарайтесь смириться: ребенок, как и взрослый, имеет право на некоторые особенности характера и самовыражения.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог