Выучить «У Лукоморья» наизусть, убрать за собой игрушки, освоить езду на двухколесном велосипеде – иногда взрослые недоумевают, почему их дети испытывают трудности в выполнении столь простых задач. Но одних физических и интеллектуальных способностей для этого недостаточно – ребенку нужно уметь ставить перед собой цели и достигать их. К счастью, этот ценный навык можно воспитать.
Уважение к труду – основа целеустремленности
Искусство ставить перед собой цели и реализовывать их, независимо от возраста, подразумевает сразу несколько вещей: личность понимает, что конкретно нужно сделать; обладает достаточным желанием, чтобы это сделать; принимает решение действовать; точно знает, какие именно действия нужны, а также имеет ресурсы и способности для выполнения этих действий. Однако на той стадии, когда ребенок переходит от дошкольного детства, где главной его деятельностью является игра, в новый возраст, с «программным» школьным обучением, возникают и психологические трудности: «навязанных» целей становится все больше, а желания их достигать – все меньше.
Трудности с достижением целей могут быть связаны и с тем, что сами родители могут озвучивать в доме весьма популярную сегодня идею, мол, успех – это результат везения, а не упорного труда. Дети с легкостью заимствуют эту жизненную стратегию («полагайся на удачу, а не на себя»). Поскольку в основе детской психики лежит принцип удовольствия, т.е. быстрого удовлетворения желаний, то ребенок мгновенно теряет интерес к поставленной цели, ведь для результата требуются время, усердие и труд. Чтобы привить прилежание своим детям, мы должны сами верить в то, что основа успеха – это труд, а не благосклонность фортуны. Важно объяснить ребенку: чтобы что-то получить, нужно приложить усилия.
Как усилия взрослых влияют на усилия детей
Преодолевая внешнее и внутреннее сопротивление и достигая желаемого, ребенок учиться быть более самостоятельным, растет уровень его самооценки («Я сделал это, хотя мне было трудно!) Также умение ставить цели и достигать их учит ребенка структурировать свое время, он уже способен предвидеть результат. Маленькие дети живут исключительно настоящим моментом, но, взрослея, они выходят за пределы восприятия только текущего «здесь и сейчас». Ребенок старше трех лет уже может прогнозировать результаты своих усилий, думать о будущем и предвкушать удовольствие от сделанной работы («Если я потрачу немного времени и уберу машинки в коробку, мама будет довольна и, может, испечет мое любимое печенье»). Похвала мамы и печенье в качестве награды могут служить достаточной мотивацией – все это вселяет оптимизм и побуждает к действию ради достижения цели. Однако многое зависит и от мамы…
Порой дети так долго убирают свои игрушки! А сколько утомительных минут занимает процесс завязывания шнурков! Чтобы сэкономить время и нервы, некоторые родители делают все это сами. Многие выполняют за ребенка уроки из боязни, что ему поставят «двойку». Однако, оказывая такую «помощь», вы лишаете ребенка опыта преодоления собственных неудач. Этот отрицательный опыт необходим для его развития, ведь, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает! Поэтому позвольте ребенку встречаться с последствиями своих действий и бездействия – он должен знать, что будет, если, например, не сделать домашнее задание («двойка», чувство стыда) или не собрать портфель (опоздание в школу, неприятный разговор с учителем). Отрицательный опыт тоже может служить неплохой мотивацией для постановки правильных целей и их достижения.
Разъяснительная работа
«Детские» цели, как и взрослые, могут быть как масштабными, так и будничными. Ежедневно чистить зубы, убирать свои игрушки, делать домашние задания, выгуливать собаку – все эти простые «ритуалы» также можно отнести к категории целей. Если вы просите ребенка о чем-то в первый раз, лучше объяснить, почему целесообразно делать так, а не иначе. Например: «Всегда нужно мыть руки перед едой: если есть грязными руками, потом заболит живот». Если правила, которые нужно соблюдать, внятно сформулированы, а главное – вы сами их четко соблюдаете, дети, как правило, готовы им следовать. Ребенок должен понимать, что, как и когда он должен сделать, поэтому абстрактные упреки из серии: «Ты совершенно не соблюдаешь гигиену!» нужно заменить на внятную просьбу: «А теперь я хочу, чтобы ты почистил зубы и вымыл руки!»
Лучшая мотивация
Нередко родители фокусируют свое внимание на ошибках ребенка, полагая, что «конструктивная критика» заставит его усерднее работать над поставленной задачей: «Конечно, ты не смог это сделать, ведь ты опять…» Но тем самым можно лишь вызвать у ребенка чувство вины, ему начнет казаться, что он делает все «недостаточно хорошо», и в итоге у него исчезнет желание что-либо делать («Зачем стараться, если все равно родители записали меня в неудачники»).
Лучше покажите ребенку ясную цель и приятную награду по завершении дела. Есть стимул выучить английский, чтобы перевести хиты любимой поп-группы, можно быстрее научиться читать, если с нетерпением ждешь, чем же закончится книга про Гарри Поттера, а разбросанные игрушки собираешь с большим рвением, если после уборки тебя ждет порция домашнего яблочного пирога. Также обратите внимание на саму цель: она может быть из той сферы деятельности, которая ребенку неинтересна. Возможно, балет или восточные единоборства его просто не увлекают, и в этом случае нет смысла винить его в лени. Когда цель выбрана правильно, ребенок испытывает энтузиазм, и впереди его ждут впечатляющие результаты.