Вопрос
Здраствуйте!Я пишу от имени сестры. У нее есть сын 5 лет. Он совершенно ни кого не слушает. Недавно у него было день рождения. И к нам пришли гости. Так он так отвратильно стал себя вести. Даже стыдно было. Как будто он какой-то дурачек. Начал показывать на предметы и спрашивать что это такое: на чашку, на ложку и т. д. Потом начал говорить,что дедушка и тетя жадные потому что не приехали на день рождения,мама толстая,папа худой, сетра глупая,постоянно капризничает. Сестренке его всего 1год и 7 месяцев. Начал не пристойные вопросы задавать гостям!Почему без подарков пришли, почему автомат не подарили!!!Хотя до этого его предупредили что они подарок не подарят. Потому что у них нет денежек. Ему говоришь,что нельзя себя так вести. А он знай говорит. Я хочу быть плохим мальчиком, не хочу учится,хочу дурить. Хочет быть как мальчик с которым в одну группу ходит. И самое интересно ему начинаешь объяснять,что так делать нельзя. Он да,да,да... и опять продолжает свое. В садике вообще не занимается. Его уже даже хотели из группы вывести. На одном утреннике вообще отказался что либо делать. В другой раз на утреннике прямо золото!))). Все выполнил,стишок рассказал!Такое чувство он как-будто двуличный. Бывает хорошим,а бывает таким не сносным. И еще он врет. Пришел как-то в садик такого наговорил про родителей. Так было стыдно. Отца он вообще своего не боится. А вот маму побаивается,потому что она его ремнем воспитывает. Говорит больше никак не справится с ним.
Подскажите пожалуйста советом!Как его перевоспитать. Если он уже в таком возрасте говорит,что хочет быть плохим,боимся представить,что будет дальше.
Спрашивает: Смирнова Татьяна Александровна
Ответ
Здравствуйте, Татьяна Александровна!
То, что пятилетний мальчик говорит такие вещи ("хочу быть плохим"), это как раз не странно, странно, что взрослые воспринимают его слова всерьез, ведь ребенок в таком возрасте не может принять никакого осознанного решения о том, что он будет плохим или хорошим. Да, детей может привлекать поведение хулиганов (и по большей части как раз потому, что именно оно вызывает всплеск внимания у взрослых и других детей), они (особенно мальчики) могут хотеть его копировать, но в конечном счете то, какие стереотипы закрепятся в поведении ребенка, а какие нет, зависит только от реакции взрослых.
Дети в большинстве своем непосредственны, да, их нужно учить вежливому поведению в обществе, но на эту особенность нужно сделать скидку. Отнеситесь к словам о том, что «мама толстая, а папа худой» с юмором, спросите «а ты в маму толстый или в папу худой, а?» или ответьте «ну зато ты у нас как раз вышел нормальный, ни худой, ни толстый». Можете наоборот строго сказать «мне неприятно это слышать», или переспросите «ты так думаешь?», есть масса способов продолжить диалог, не углубляя тему и не стараясь обвинить ребенка в том, что он намерено оскорбил вас. То же самое в ситуации с гостями без подарка, если ваши отношения с этим людьми неформальны (это ваши друзья, а не, скажем, начальники), то почему вы называете подобные вопросы («а почему вы без подарка?») «непристойными», зачем драматизируете? Опять же можно просто ответить «Да, мы не купили автомат, потому что у нас не было столько денег, но когда мы сможем, мы купим, мы запомнили, что тебе нужен именно автомат». Если ситуация кажется вам щекотливой, гораздо лучше развернуть ее так, чтобы разговор закончился как можно быстрее, поэтому не стоит отчитывать ребенка (особенно при других), развивать диалог, объясняя, что его поведение недопустимо.
Видно, что вы сильно переживаете в подобных ситуациях сами, поэтому главная рекомендация адресована именно вам, взрослым — реагируйте спокойнее, воспринимайте легче. Мальчик спрашивает про предметы «Что это?», почему вы опять думаете, что он «отвратительно себя ведет» и включает «дурачка», может быть он просто играет? Ответьте что-то несуразное «Это бегемот» или спросите обезоруживающее «А ты сам как думаешь, что это?». То же самое по поводу «врёт», пятилетние дети крайне редко способны на такое — осознанное искажение информации с целью извлечения какой-то выгоды для себя — то есть обман. Он скорее всего просто придумал что-то, не думаю, что воспитатели восприняли это всерьез, и опять же странно, что эти сказки восприняли всерьез вы, по-настоящему застыдились, опять же вместо того, чтобы не обратить внимания или отшутиться.
Что касается «боится — не боится», разумеется, физическое наказание (битье) заставляет детей бояться тех взрослых, что демонстрируют им свою силу, однако обычно такой педагогический прием редко бывает эффективным (немногие родители в глубине души верят, что ударив, они чему-то учат ребенка, скорее как раз просто пугают, подавляя). Кроме того это довольно быстро перестает действовать (ударить ремнем совершеннолетнего ребенка ваша сестра уже не сможет, а отношения основанные на страхе, вряд ли помогут ей сохранить свой авторитет в глазах ребенка до этого времени)...
Сейчас еще не поздно начать менять свою стратегию воспитания — относиться к вышеозначенным вещам проще, перестать драматизировать, общаться с ребенком спокойнее, поощряя то поведение, которое вам нравится. Перестать вести с мальчиком долгие беседы о его «отвратительном, непристойном» поведении, пресекая недопустимое поведение быстрыми действиями (бить ведь не обязательно, можно ведь просто вывести из комнаты, взять на руки, забрать из рук ребенка недопустимые вещи), и короткими замечаниями («мне не нравится это», «я не хочу слушать такое», «я так делать не, разрешаю»).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог