Вопрос
Добрый день! Сыну 5,5 лет. В последнее время воспитатели стали жаловаться на его поведение в саду: перестал реагировать на замечания, игнорирует просьбы воспитателей. Провели с сыном беседу, завели дневник поведения. Один день он вел себя отлично, но на второй — подрался с другом, до этого не дрался. Я уже решила, что может, это его агрессия на наше выражение недовольство его поведением, если он не может вылить агрессию на родителей, то выльет его на близкого человека в саду — его друга. Как нам исправить положение, вернуть нормальное поведение? Помогите, пожалуйста, советом. Ребенок единственный в семье, семья полная. В семье благоприятный климат.
Спрашивает: Синкина Елена Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Елена Владимировна!
Замечательно, что вы сразу и беседу провели (обозначили свою позицию) и дневник завели (предложили вариант реального контроля за ситуацией, а не просто поговорили и забыли), и очень здорово, что ребенок на это откликнулся. Мне кажется только, что ничего вопиющего в произошедшей драке не было, да странно, что мальчик, который до этого не дрался, ударил друга, но особенного повода для глубокого анализа искать в этом поступке не стоит. Да, разумеется, стоит сообщить, что вы были этим неприятно удивлены, объяснить, что проблемы кулаками не решаются, попросить рассказать, как было дело и придумать какие-то другие варианты для решения того вопроса, который ваш сын решил рукоприкладством. Но не более того, не стоит обсуждать отдельно моральную сторону вопроса, друга он ударил или нет — заострять внимание на этом не нужно (ни свое внимание, ни внимание ребенка). Во-первых, потому, что у детей несколько иное представление о дружбе, чем у взрослых, понятие «близкий человек» им в пятилетнем возрасте ни о чем не говорит, они вместе играют, видятся каждый день, общие интересы — они друзья, более того классические детско-садовские «я с тобой больше не дружу» по сто раз за день это тоже возрастная норма для дошкольников (а то и дальше). Во-вторых, потому что драться вообще «нехорошо», кого бы ты там ни ударил. Так что лучше просто сформулируйте правило — проблемы решаем словами, а не кулаками.
И последнее хочу добавить про дневник, может быть имеет смысл выделить как раз несколько (два-три: слушать воспитателей, когда те делают замечания, решать проблемы словами, а не кулаками) таких правила и следить именно за их соблюдением, нарисуйте какие-то понятные ребенку значки, символизирующие то или иное правило, ведите дневник, как и раньше (если удалось выполнить условия, сын ставит себе плюс, если нет — записываете что не получилось, почему). Конкретные правила легче соблюдать и отслеживать их выполнение удобнее, чем следить за абстрактным «хорошим поведением».
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог