Вопрос
моему ребенку 3 года. Проблема в том, что он дома совершенно не слушается, он у нас с мужем поздний, мне 37 лет. Воспитатели в детском саду говорят, что там он ведет себя нормально, иногда даже боится сделать что-то не так, что его будут ругать. Почему же дома он не слушает нас. Капризничает, делает назло?
Спрашивает: Вылегжанина Анастасия Анатольевна
Ответ
Здравствуйте, Анастасия!
Само по себе то, что дома ребенок ведет себя одним образом, а в детском саду другим, это нормально и естественно. На поведение детей очень сильно влияет поведение и отношение к ним взрослых, сама атмосфера и т. п. Таким образом, многие дети в детском саду «держатся» в рамках правил и норм, продиктованных групповой, коллективной жизнью, а дома, оказавшись один на один с родителями, расслабляются и позволяют себе такие выходки и капризы, которые бы быстро были предотвращены в детском саду. Возможно, вы правы и в причинах подобного поведения вашего сына, он может и «капризничать» дома, и «делать назло». Так же вполне вероятно, что его своеволие продиктовано уже начавшимся кризисом трех лет, именно в это время дети протестуют против воли взрослых, постоянно конфликтуют и не слушаются, желая повсюду утвердить свою волю, свои желания и обрести самостоятельность.
В любом случае, чтобы мальчик начал слушаться, вам стоит предпринять несколько шагов. В первую очередь, простройте для ребенка жесткие границы по всем проблемным областям, где сейчас он не слушается — решите сами для себя, что, скажем, если он отказывается спать, то вы во что бы то ни стало укладываете его, например, несёте в кровать на руках и делаете всё возможное, чтобы он заснул, а если например не ест, то вы предлагаете перенести прием пищи дальше по времени. Дальше вам нужно будет только последовательно каждый раз делать одно и то же, так будет легче и вам, и мальчик со временем привыкнет, поймет, что сценарий каждый раз одинаков, и сами ситуации перестанут быть для вас проблемными.
Отдельно стоит сказать о том, что легче всего добиться послушания, когда вы уверены, что были услышаны и поняты, для этого:
«отловите ребенка»,
установите с ним зрительный контакт (убедитесь, что вас видят и слышат),
сформулируйте свои просьбы коротко и ясно,
удостоверьтесь, что вы были понятны правильно.
Так же в случае со строптивыми трехлетками хорошо помогает переформулирование своих просьб из требований («или мой руки!», «одевайся!» и т. п. ) в повествовательные предложения («сейчас будем одеваться», «давай чистить зубы») и предоставление выбора там, где это возможно (вместо «или обедать» предлагайте «выбирай себе тарелку»). Это кажется порой несущественным для взрослых, но маленьких «я сам» очень хорошо отвлекает от желания сопротивляться возможность потратить силы на проблему выбора.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог