Вопрос
Моему внуку 7. 8 лет. Ходит в1 класс. Проблемы начались сразу. Мальчик совершенно не хочет заниматься. Стал раздражителен. Часто плачет. Обижает детей. Лажиться на пол. Уходит из класса. Кричит на уроках. Были у невропатолога. Выписали кучу лекарств. Но результатов нет. Что делать?я просто в отчаянии. На платное обучение нет средств.
Помогите пожалуйста.
Спрашивает: Клишина Надежда Николаевна
Ответ
Здравствуйте, Надежда Николаевна!
К сожалению, и каждый раз приходится это писать в ответ на подобные вопросы, повлиять «из дома» на то, что происходит с ребенком в школе, достаточно трудно. Зачастую родительского авторитета мало (не потому, что он невысок, а потому что его в принципе не достаточно для решения такого рода вопросов) для того, чтобы решить вопросы мотивации к учебе и поведения ребенка в школе, потому что школа — это другая среда, и поведение ребенка в ней сильно зависит от того, что там происходит, и от реакции других взрослых — учителей — на это поведение.
Можно попробовать «по-взрослому» поговорить с мальчиком, используя алгоритм совместного решения проблем. Иногда это помогает, потому что ребенок получает возможность нести ответственность за происходящее, участвовать в решении проблемы, которая до сих пор (как правило это именно так) его не особенно и волновала — то есть он видел, что родители не довольны, и вы "в отчаянии", но это все-таки были ваши проблемы, а мальчика до сих пор его проблемы в школе скорее всего не особенно и волновали. Для совместного решения проблемы вместе с ребенком надо: описать проблему, как вы ее видите, спросить, что происходит со стороны ребенка, предложить вместе найти выход из ситуации (записать все варианты, даже самые фантастические, которые может для «затравки» предложить именно взрослый, участвующий в обсуждении, и выбрать наиболее реальные). Скорее всего причиной подобного поведения окажется элементарное нежелание учиться и отсутствие познавательного интереса, или невозможность удовлетворить свой познавательный интерес в рамках той системы, что предлагает школа. И тут, повторюсь, мальчика конечно можно будет попытаться убедить, что интересное есть во всем, предложить систему поощрений за успехи в учебе и поведении в школе, постараться как-то мотивировать, но скорее всего это не решит проблемы сразу как по взмаху волшебной палочки.
Нужно так же поговорить с учителем мальчика, ему может пригодиться информация о том, какому влиянию тот наиболее поддается, расскажите учителю, что может ему помочь наладить отношения с ребенком (говорить хорошо бы родителям). Чаще всего учителя настроены не очень доброжелательно, потому что ждут, что родители "воспитают" своего ребенка сами, а у них и так "таких тридцать человек" и разбираться с каждым элементарно нет времени. Однако, если родители ребенка настроены доброжательно и демонстрируют заинтересованность в проблемах ребенка, то учителя так же могут пойти на встречу, выслушать их и прислушаться к советам и комментариям тех, кто знает ребенка лучше них.
Можно обратиться к школьному психологу, который сможет понаблюдать не только за вашим мальчиком, но и за учителями, оценить их реакции и порекомендовать им какие-то более эффективные модели поведения с ребенком и пр.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог