Детские организации Москвы и Подмосковья

Что нужно знать детям о религии? Нужно ли им навязывать религиозное мировоззрение?

Современных детей окружают не только высокотехнологичные изобретения, но и различные религиозные ритуалы, и рано или поздно вам придётся объяснять им, что означают те или иные традиции, и какой в них смысл. Что нужно знать детям о религии? Нужно ли им навязывать религиозное мировоззрение, или они сами должны его выбрать?
Что нужно знать детям о религии? Нужно ли им навязывать религиозное мировоззрение?

В чём проявляется религиозность большинства людей

Каждая семья в индивидуальном порядке решает, что необходимо знать их ребёнку о религии, и в каком возрасте эта информация будет ему доступна и более-менее понятна.

В семьях глубоко верующих людей религиозное мировоззрение, как правило, передаётся по наследству. Если, к примеру, родители с детства воспитывают ребёнка в христианских традициях с чётким соблюдением всех канонов, традиций, ритуалов и молитв, то вряд ли в зрелом возрасте он станет заядлым буддистом, мусульманином, кришнаитом и т.д. (хотя, конечно, всё возможно). Это же касается воспитания в мусульманских и буддийских семьях. Родившись в таком окружении, ребёнок почти всегда перенимает религиозные взгляды своих родителей.

Впрочем, глубоко религиозных семей не так много. Религиозность большинства людей ограничивается формальным (или неформальным) соблюдением различных ритуалов, свойственных той или иной вере.  Даже глубоко сомневающиеся в правдивости религиозных трактатов атеисты, проживающие в православных странах, красят на Пасху яйца, готовят пасху из творога, дарят подарки на Рождество, точно знают, когда начинается и заканчивается Великий Пост, соблюдают ритуалы 9-го и 40-го дня после смерти близких и друзей, крестят своих детей и отпевают умерших в церкви.

Хотим мы этого или нет, но религиозные даты и традиции сопровождают нас на протяжении всей жизни. Как и всевозможные светские праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 мая и т.д.) они дают нам некую иллюзию постоянства, ощущение того, что всё идёт, как надо, своим чередом. Мы и сами не замечаем, как по инерции исполняем религиозные ритуалы, даже не задумываясь об их истинном смысле, и не будучи глубоко (или мелко) верующими.

Вряд ли это имеет какое-то отношение к настоящей религиозности. Скорее, это больше говорит о психологии людей, о том, что им необходимо верить во что-то подобное. Иначе бы религии не сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

В любом случае, даже если вы не относитесь к числу верующих людей, и считаете себя «полу-атеистами», однажды вам придётся объяснять своему ребёнку, что подразумевают всевозможные религиозные традиции, почему люди отмечают Рождество и Пасху, зачем нужны храмы и священники, кто такой Бог и Иисус Христос, какие ещё существуют религии и т.д. Он неизбежно будет спрашивать вас об этом, поскольку религиозные мотивы, так или иначе, окружают каждого из нас с самого раннего детства. Что вы ему ответите?

Нужно ли навязывать детям религиозное мировоззрение?

К сожалению, большинство мам и пап придерживаются в этом вопросе одностороннего подхода. Если они родились в христианском или в мусульманском регионе, и большинство людей вокруг них придерживаются соответствующих религиозных взглядов, они явно или неосознанно передают это мировоззрение своим детям.

Это весьма безответственная и поверхностная тактика. Рассказывая детям о религии, нужно думать не о том, как бы склонить их к какому-то вероисповеданию, чтобы они чётко соблюдали определённые традиции и ритуалы, а о том, чтобы они выросли думающими, гармонично развитыми личностями, умеющими самостоятельно мыслить и делать собственный выбор.

Не выбирайте религию за ребёнка!

Не важно, каких религиозных традиций вы придерживаетесь, не нужно внушать ребёнку, что какая-то религия лучше других, и изначально программировать его на какое-то мировоззрение в этой области. Каким бы глубоко верующим человеком вы ни были, вы не должны решать за другого человека (пусть даже самого маленького), какой религии ему следует придерживаться. В будущем он должен сделать это самостоятельно и по доброй воле, без какого-либо внешнего давления и внушения в младенческом возрасте.

Лучше подробно расскажите ему о самых крупных (христианстве, исламе, буддизме) и менее популярных религиях (иудаизме, даосизме, индуизме, конфуцианстве и т.д), и о том, что человечество создавало богов на протяжении всей своей истории (в этой связи можно упомянуть и об олимпийских богах, и о религиозных воззрениях древнейших людей).

Обо всёх религиях нужно рассказывать с одинаковым уважением, как о неотъемлемой части человеческой культуры, не выделяя и не наделяя какими-либо преимуществами ни одну из них. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, не поленитесь и проведите несколько часов в поисковых системах, чтобы собрать всю интересующую вас и вашего ребёнка информацию на эту тему.

Вряд ли нужно отмалчиваться на вопросы ребёнка о религии, полагая, что когда-нибудь он сам во всём разберётся. Если он вовремя не получит ответы на свои вопросы от вас, он узнает их от кого-то другого, или на каких-то непонятных сайтах. Так что, уж лучше вы просветите его на эту тему. Иначе это сделает кто-то другой.

В любом случае, не нужно выбирать религию за ребёнка и автоматически навязывать ему какую-то веру, к которой вас самих когда-то приучили. Пусть, немного повзрослев, он сделает это сам, выбрав ту религию, которая кажется ему наиболее привлекательной, или став убеждённым атеистом.

В каком возрасте можно начать рассказывать детям о религиях

Все дети начинают задавать вопросы на религиозную тему в разном возрасте, но, как правило, это происходит уже в дошкольные годы, когда ребёнок узнаёт о соответствующих праздниках и ритуалах, или попадаёт на похороны кого-то из родных.

Конечно, в этом возрасте он вряд ли поймёт какие-то серьёзные вещи, связанные с религиозными вопросами. Понять смысл религий он сможет где-то к 10 годам, а полностью осознать их назначение в жизни людей, и даже, возможно, сделать сознательный выбор в пользу одной из них – в 12-15 лет. Соответственно, большую часть религиозной информации следует приберечь до этого возраста, а малышам объяснять всё в упрощенном виде, без сложных богословских терминов, так, чтобы они поняли, о чём именно идёт речь.

Плюсы и минусы религиозных мотивов в воспитании детей

К сожалению, религии не слишком способствуют развитию у детей самостоятельного, независимого мышления. Они приучают людей покорно следовать определённым догматам и дают готовые ответы на все вопросы бытия, с которыми невозможно поспорить.

Поэтому, если вы с малых лет будете приучать своего ребёнка к религиозному мировоззрению, то это не самым лучшим образом скажется на его интеллектуальном развитии. Скорее всего, он вырастет легко внушаемым конформистом, привыкшим следовать за «главным» и большинством людей, и вряд ли научится мыслить и действовать по-настоящему самостоятельно и независимо.

Конечно, в религиях тоже есть кое-что полезное. Все они проповедуют любовь к ближнему и дальнему, делают акцент на духовных, а не материальных ценностях и предостерегают от всевозможных злодеяний (правда, делают они это под страхом попадания в «места не столь отдалённые», что вряд ли является идеальным способом внушения правильных моральных ценностей).

Так что, думайте сами, решайте сами, нужны ли вашим детям какие-то религиозные мотивы в воспитании или нет, и как это может подействовать на них в дальнейшем. Может, лучше попробовать использовать религию для развития детей?

Как можно использовать религию для развития ребёнка

Вместо того, чтобы навязывать ребёнку религиозное мировоззрение, лучше подумайте над тем, как можно использовать эту тематику для его развития.

Расскажите ему о том, что люди выдумывали себе богов ещё на заре человечества, и то, что сейчас, во времена цифровых технологий и невероятных достижений прогресса, люди по-прежнему нуждаются в вере в высшие существа и загробную жизнь, свидетельствует о многом. Фактически, любая религия говорит больше не о Боге, а о человеке, о том, что ему необходимо в этой жизни, и без чего он никак не может обойтись.

Чтобы представление о религиях не складывалось у ребёнка на основе чьих-то цитат (как у большинства людей) дайте ему почитать Библию, Коран и какие-то буддийские трактаты. Пусть попробует составить собственное мнение об этих священных книгах, проанализировать их и найти в популярных мировых религиях что-то общее, а также подумать над тем, почему они получили такое распространение в разных частях света, есть ли в этом какие-то закономерности.

Пусть поразмышляет и над тем, почему люди так и не смогли создать идеальную религию, которая бы объединяла, а не разъединяла человечество, и при каких условиях такая религия могла бы появится (наверное, это могло бы произойти, только если бы на Землю напали недружественные инопланетяне).

Расскажите ему и о том, что первые представители человеческого рода появились на этой планете несколько миллионов лет назад, а главная современная религия землян - христианство - всего 2 тысячи лет назад (по меркам возраста Земли – мгновение назад).

Подобные размышления будут стимулировать интеллектуальное развитие вашего ребёнка гораздо лучше, чем автоматическое следование каким-то религиозным традициям, ритуалам и догмам. Может быть, став взрослым, он сможет даже создать свою собственную маленькую религию. Если человечество так и не смогло придумать единую идеальную религию для всех землян, пусть ваш ребёнок попробует создать нечто подобное хотя бы для себя самого.