Вопрос
Добрый день! Моей дочке 3, 10 года, она бываает очень часто неуправляема и очень агрессивна, если она чем-то расстроена или ей что-нибудь не нравится она начинает ругаться, драться и швыряет все вещи которые у нее под рукой, летят табуретки, тетради, посуда, игрушки, при чем она может в меня кинуть табуретку, начинает плакать, плюется, показывает язык, говорит мне : "Ты вообще иди отсюда, я тебя сейчас на помойку выброшу", я пыталась и разговаривать с ней, и по губам шлепала, от этого она еще агрессивнее становится, я ее спрашиваю: "кто тебе разрешил?" она отвечает :"сама себе разрешила" и все тут! Когда успокоится сама подходит и просит прощения, целует, говорит что так больше не будет делать, но все повторяется вновь, я не знаю как вести себя с ней, как разговаривать, бить ремнем (как мне советуют) я не хочу, в садик ходили мало, в центре развития ее хвалили, с детьми она хорошо ладит, она очень неусидчива, если у нее что-то не получется все скандал, иногда руки опускаются, помогите советом, пожалуйста, спасибо
Спрашивает: Милованова Ирина Павловна
Ответ
Здравствуйте, Ирина Павловна!
Судя по всему, ваша дочь эмоционально возбудимый ребенок, она очень быстро раздражается и бурно проявляет свои чувства. Ваша задача научить ее справляться со своими переживаниями и выражать их приемлемыми способами, без вреда для самой себя и окружающих. Первое время вам понадобится максимум терпения и внимания к дочери, будет сложно потому, что поведенческие стереотипы, о которых вы пишите — показывать язык, драться, кидаться предметами — уже закрепились в ее поведении, а ваша задача будет показать, что такое поведение недопустимо.
В каждой ситуации проявления агрессии вам придется пресекать неприемлемое поведение (кидание вещами, рукоприкладство и т. п. ), чисто физически: забирайте вещи, которые девочка собирается бросить, перехватывайте ее руку, если она замахивается, чтобы вас ударить и т. п. Далее вам нужно в двух-трех предложениях сформулировать следующие основные вещи:
принятие чувств ребенка («я вижу, ты сильно рассержена... », «ты так злишься, что хотела даже сделать мне больно» и т. п. )
выражение собственных чувств («мне неприятно, когда ты кидаешься вещами», «меня расстраивает такое поведение», «мне больно, когда меня бьют» и т. п. )
построение границ дозволенного в поведении ребенка («я не разрешаю так со мной обращаться», «бить людей нельзя» и т. п. )
обозначение
других возможностей для проявления своих негативных чувств («если ты злишься, ты можешь пойти покидать мяч об стену в своей комнате», «если ты хочешь драться, побей боксерскую грушу/мягкую игрушку»)
Первостепенно прекратить неприемлемое поведение, чтобы девочка увидела, что бить других действительно нельзя — вы пресекаете подобное проявление агрессии, а не просто осуждаете или не одобряете его. Так же крайне важно сообщить ребенку, что вы принимаете его чувства (не одобряете, но допускаете право на их существование — дочь может злиться, раздражаться, быть недовольной), но вам не нравятся способы их выражения.
Так же будет не лишним посмотреть в интернете информацию по различным техникам работы с агрессией и негативными чувствами у детей (есть разные упражнения, похожие на аутотренинг, помогающие успокоиться, расслабиться, есть техники работы с агрессией, в частности с помощью рисунков или сказкотерапии) возможно, какие-то приемы вы сможете применить и к своей дочери.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог