Вопрос
Добрый день! моей девочке 3,3 года. Она хорошо развита, хорошо разговаривает, 2-й год ходим в садик, адаптация была сложной, но это прошло. Но осталась одна проблема. Если она что-то делает и у нее не получается, то она просто страшно кричит, даже вернее сказать орет, в голос, если это на улице или вне дома, то прохожие просто пугаются. Или вот еще простой пример: Вышли гулять на улицу с 2-мя ее подружками, все вынесли мячи и она тоже. Одна из подруг взяла ее откатившийся мячик, у нее реакция была просто ужасная — она вытянусь как струна, и очень громко начала орать (извините, за используемое грубое слово, но по другому это просто не назовеш). Я даже сама боюсь ее этого крика. Это бывает очень часто — если кто-то из детей опередил и нажал кнопку лифта быстрее, или отобрал игрушку или просто назвал ее "маленькой".
Хотя мы всегда были громкоголосые, но такой реакции ни когда не было. Пробовала все и не обращать внимания на истерики, и ругать, и просто дома разговаривать, ее ответ, я больше не буду, но как только проходит время начинается все с начала. смотря на нее я даже думаю, что она не понимает что делает, как буд-то выплескивает эмоции, потом все спокойно. Но это же не нормально!
Может есть у вас что посоветовать на такие случаи? спасибо!
Спрашивает: Бунавская Мира
Ответ
Здравствуйте, Мира!
огда речь идёт об эмоциях, то индивидуальные различия между людьми оказываются столь велики, что говорить о «нормальности» вообще становится очень сложно, кого-то до слёз трогает то, на что другой не обратил бы внимания, кто-то заводится, что называется, с пол-оборота там, где другие сохраняют спокойствие и т. п. Так что главный вопрос при выражении своих переживаний ребёнок состоит не в том, насколько малыш экспрессивен, а в том, чтобы его эмоции не задевали окружающих. Таким образом главным направлением работы с детьми становится обучение их выражению эмоций приемлемыми в социуме способами. То есть, ребёнок может быть зол, расстроен, обижен и т. п. , но сообщить об этом он должен так, чтобы окружающие его другие взрослые и дети не пострадали.
Так что ваша задача первым делом сообщить дочери, что вы приняли ее чувства (детям очень важно, чтобы им разрешили чувствовать то, что они чувствуют, тогда как многие взрослые используют массу способов показать обратное: «ну-ка успокойся!», «да ну, ничего страшного» и т. п. ), скажите «Кажется, ты очень расстроена!» или «Вижу, ты злишься?» или что-то подобное. А второе ваше дело — предложить другие варианты реакций (и в вашем случае — раз вас и саму «напрягают» дикие крики дочери — нужно сделать это ещё и быстро): «Давай-ка пойдем, и просто спокойно заберем свой мячик, и скажем девочке спасибо, что подняла его для нас». То же самое касается ситуаций, когда у девочки что-то не получается, увидев ее бурную реакцию, вы можете сообщить, что поняли её переживания («ты расстроилась... », «обидно, что... », «ты сердишься... ») и ту же предложите варианты дальнейших действий («давай попробуем еще раз»!», «тебе чем-то помочь?»).
Разумеется, из девочки с такими бурными реакциями не сразу получится ребенок, переживающий неудачи спокойно, но со временем этот алгоритм (твои эмоции поняты -успокойся — действуй) девочке станет понятным и привычным.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог