Вопрос
Здравствуйте! Моей дочери 3года 9 мес. У нас проблема с поведением, особенно в присутствии других детей. Играя с другим детьми, она становится взрывной, не может остановиться, визжит, кричит, суетится. На замечания реагирует и сразу просит прощения, но это не надолго хватает. Затем всё снова повторяется. На улице, есл что-то не получилось ил что-то ей не дали, то сразу падает на землю и начинает плакать, что бы ей уступили! Если мама предлогает другие варианты , она отвечает протестом или словами: нет, не буду, не хочу и т. д. — везде отрицание не... порой, мне кажется, что она вообще не понимает что делает. Я не знаю как с этим бороться! Разговоры, договоры, разъяснения не помогают! Помогите пожалуйста, дайте совет!
Спрашивает: Тушева Наталья Викторовна
Ответ
Здравствуйте, Наталья Викторовна!
Для детей около трехлетнего возраста такое своеволие и желание настаивать на своем без видимой причины для упрямства довольно характерны и считаются классическими проявлениями кризиса трехлетнего возраста. Вести себя нужно последовательно и спокойно. Если скандал уже начался, договориться на месте не получается, лучше всего отводить ребенка в сторону и пытаться договориться, покинув «поле боя». Отходите от площадки подальше, призываете дочь успокоиться и разбираете с ребенком ситуацию, рассказываете: «Ты хотела эту формочку, а она занята? Нужно подойти и попросить, пойдем попробуем?»
Если договориться не выходит вообще, можно и вовсе уходить с площадки. Скорее всего придется пережить несколько серьезных протестов по этому поводу, но ребенок поймет принцип «если у меня не получается мирно играть с другими, я ухожу с улицы вообще».
Кроме того, зная, к каким негативным проявлениям в поведении ребенок склонен, можно попробовать договариваться и обсуждать правила поведения на площадке и общения с другими детьми заранее. По дороге напоминайте основные правила, на соблюдение которых вы рассчитываете: «мы играем с другими детками дружно», «если тебе что-то хочется, нужно это попросить», «если кто-то занял то, что тебе нужно, попросить или подожди» (сформулируйте сами те, что принципиальны для вас).
Еще я бы посоветовала сместить акцент с просьб о прощении на попытки наладить то, что было испорчено, способы изменить ситуацию, исправить. Ребенку может быть сложно просить прощения, а может быть наоборот очень легко и слова «прости меня» будут восприниматься как некий ритуал, без понимания, а в чем собственно я виновата, сказала «прости» и вопрос исчерпан. Чтобы такого не происходило, полезно научить детей исправлять последствия своего негативного поведения, а не просто извиняться: сломала — помоги построить заново, сделала больно — пожалей, помоги успокоиться.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог