Вопрос
Мне 47 лет. Моей дочери 8 лет. На критику всегда одинаковая реакция — скандал, истерика. Понимаю, что зеркалит мою реакцию на мамины (маме 74 года) нравоучения. Стали заложниками данной ситуации. Как это исправить и научить ребенка правильно реагировать на ритику?
Спрашивает: Донская Наталья Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
В вопросах критики немаловажно то, как именно критиковать, бывает такая форма критики (и к сожалению, почти всегда именно так), которую просто невозможно нормально воспринимать, так что скандальная реакция оказывается оправданной и закономерной. Раз вы пишите, что и сами реагируете подобным образом, а дочь «зеркалит» ваше поведение, значит вы понимаете, о чем я. Критика чаще всего вызывает ответные эмоции — обиду, раздражение, нежелание делать вообще ничего, раз уж тебе «тыкают носом» в твои ошибки. Поэтому первым делом придется поработать над собой и научиться критиковать правильно. Посмотрите в интернете или литературе статьи на тему «Конструктивная критика», и постарайтесь потренироваться критиковать дочь конструктивно: обязательно отмечая хорошее, показывая те ошибки, которые реально необходимо исправить и как именно это лучше сделать, не забывая оставлять конечное решение на её усмотрение и пр.
Вы не пишете, как именно и что вы критикуете обычно, поэтому мне сложно судить о причинах истерики и скандала вашей дочери, но если вы внимательно понаблюдаете за собой и отметите, что именно вы критикуете и как, порассуждаете, нельзя ли воздержаться от критики вообще, сформулировать то, что вы хотите сказать по-другому, без критических замечаний, то вероятно вам удастся снизить количество конфликтных ситуаций.
Если вы станете критиковать дочь реже и будете делать это конструктивно, ей и не нужно будет учиться реагировать на критику спокойнее и легче. Но отвечая на ваш вопрос (а то я «перевела стрелки» сразу с ребенка на вас), чтобы ребенок реагировал на критику спокойнее, нужно провести несколько разговоров о том, что критика — это способ сделать свою работу лучше, исправить ошибки, что это не оценка личности, а оценка труда, продукта и пр. Объясните, что не стоит воспринимать на свой счет критические замечания, а стоит примерить сказанное к своей работе и по возможности учесть пожелания. Почаще отмечайте в деятельности дочери что-тио хорошее, тогда ваши замечания тоже будут восприниматься легче. Можно научить девочку простым приемам аутотренинга, например, считать до 10 прежде или считать вдохи и выдохи (хотя бы пять раз) чем ответить.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог