Вопрос
Здравствуйте!!! У меня сыну 3 года и 9 месяцев. Активный, шустрый ребенок, любит подвижные игры, но и полепить пластилином тоже всегда рад. Посещает детский сад, школу раннего развития. В последнее время капризничает по пустякам и его довольно трудно успокоить, кричит и отказывается слушать, чтобы ему не говорили в этот момент. Такое впечатление, что делает все, наоборот, о чем не попросить, чтобы не сказать. Спустя короткий промежуток времени у него уже все хорошо, продолжает играть или рисовать, радоваться. А мы в растерянности как на это реагировать. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно себя вести в этой ситуации.
Спрашивает: Иванова Ольга
Ответ
Здравствуйте, Ольга!
То, что вы описываете очень похоже на проявление так называемого кризиса трех лет. Примерно около трех лет (до или немного после) ребенок уже осознает себя как отдельную личность и стремится продемонстрировать свою только что обнаруженную им самостоятельность, независимость от взрослого. На этой почве и проявляются основные симптомы кризиса трехлетнего возраста:
•негативизм (стремление противоречить даже не потому, что реально хочется обратного, а просто для того, чтобы противиться самому предложению, просьбе, требованию извне),
•упрямство (желание ребенка настаивать на своем, зачастую даже не для того, чтобы получить желаемое, а для того, чтобы увидеть, что с его потребностями считаются),
•протесты и т. п.
Главное, что требуется от родителей, это понимать, что ребенок не просто испортился, издевается над ними и т. п. , а он просто не может по-другому выполнить свою главную на этом возрастном этапе задачу — защитить и отстоять личные границы, неприкосновенность собственного я. Приведу некоторые рекомендации, следование которым облегчит ваше общение с ребенкном, преживающим кризис трехлетнего возраста.
В первую очередь, как я уже говорила, необходимо запастись терпением и пониманием тех внутренних механизмов, что стоят за нелицеприятным поведением детей.
Во-вторых, необходима абсолютная последовательность: если вы что-то не принимаете, значит, не сдаваться и не потакать ни при каких обстоятельствах, а если что-то разрешили, значит, в другой раз то же самое уже не сможете запретить, потому что у вас не то настроение или нет желания (то, что нельзя — всегда нельзя, то, что можно — можно всегда).
В-третьих, жесткие рамки там, где это необходимо (дети будут пытаться проверить их на прочность, но эти стены должны оказаться непробиваемыми). Только в таких условиях можно осуществить самый важный принцип — свободы и выбора. Внутри означенных границ ребенок должен иметь возможность действовать с определенной степенью свободы, он должен выбирать, получать опыт, пробуя, исследуя, ошибаясь и, напротив, получая положительные результаты, достигая чего-то сам. Для ребенка, который пытается утвердить собственную самостоятельность, возможность выбора — настоящий праздник. И если родители будут понимать это и предлагать ребенку выбирать (пусть даже самые несущественные вещи вроде тарелки для супа или цвета листа бумаги для рисования), то у него есть все шансы не потерять доверие и не разрушить отношения со своим малышом. Если вам сложно предоставить ребенку полноценный выбор (например, вы не можете позволить малышу в магазине выбрать себе носки такого цвета, как ему нравится, потому что хотите купить подходящие по цвету под штаны), постарайтесь обеспечить ему хотя бы возможность выбора из уже ограниченного вами поля (оставьте в шкафу только сезонную одежду, пусть выбирает, что одеть сам), в крайнем случае из двух альтернатив («будешь есть суп или бульон?»).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог