Вопрос
Здравствуйте! Помогите и посоветуйте нам,что делать. Внучке 2 года и 9 месяцев,всё понимает, но запас лов ограничивается только самым минимумом:мама,папа,ау-ау,мяу-мяу,отдай, моё, иди...
Пожалуй,всё. Я не на шутку уже беспокоюсь, у неё просто нет необходимсти говорить,т. к. её и так понимают. Но это же неправильно. Иногда складывается впечатление,что она не может преодолеь какой-то речевой барьер или ей просто лень говорить. Посоветуйте ,как нам быть. Заранее спасибо.
Спрашивает: Воронинп Елена Анатольевна
Ответ
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
С одной стороны, серьезно беспокоиться пока не о чём, развитие речи — область с очень плавающими сроками определения нормы. Если ребенок в три года не говорит, это не значит, что с речью у него проблемы, он вполне может заговорить и позже, причем сразу предложениями, например. Но с другой стороны, важно отследить, что все последовательные этапы развития речи у ребенка проходят — младенец агукает и гулит, малыш постарше повторяет слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, та-та-та) и пр. Если ваша внучка не миновала все эти стадии развития разговорной речи, у неё всё в порядке со слухом и артикуляционный аппарат развит также нормально, она заинтересованно слушает, когда к ней обращаются, понимает просьбы, обращенные к ней, то остается решить лишь проблемы психологического характера. Нужно преодолеть барьер, который мешает девочке активно пользоваться речью.
У современных детей вообще нет особенных стимулов для разговоров, как правило среда вокруг них визуальная — телевизоры, планшеты, мультики, виртуальные игры во многом вытеснили из детской жизни чтение вслух, сказки на ночь, мамины колыбельные и бабушкины прибаутки. Поэтому современные дети, как правило, начинают говорить позже предусмотренного возрастными нормами срока, и у многих впоследствии наблюдаются логопедические проблемы.
Пока можете просто просить девочку сказать что-то, повторив за вами «скажи «дай»», рассматривая картинки или книги, спрашивайте «кто это?» или «что это?», первое время можете сами отвечать «собака», «мячик», но всегда смотрите на девочку, ожидая, что она тоже повторит ответ или произнесёт его сама. Называйте предметы, с которыми девочка сталкивается каждый день, когда видите или используете их — «где у тебя кукла?», «давай поиграем в мячик». Рассказывайте простые стишки с повторением одних и тех же слов или фрагментов —«гуси, гуси, га-га-га», например. Читайте сказки с повторяющимися эпизодами — «Репка», «Теремок», например (где постоянно повторяются одни и те же герои и их последовательность). Обычно подобные «занятия» стимулируют у детей интерес к повторению за взрослым. В три года ребенка так же можно будет записать на прием к логопеду, который может обследовать девочку и порекомендовать какие-то занятия или упражнения для неё
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог