Детские организации Москвы и Подмосковья

Реклама

My Sadik - детские сады в ЦАО и ЗАО

Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.

Подробнее
Реклама

Частные детские сады Лучик

Набор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Летняя программа.

Подробнее
Реклама

Филиалы ясли-сада Academkids

От 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.

Подробнее
Реклама

Европейский Гимнастический Центр

Гимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.

Подробнее
Реклама

Товары для детского творчества!

Широкий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!

Подробнее
Реклама

Развивающие игры в ЛЕОНАРДО!

Прекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!

Подробнее
Реклама

Частная школа "Концепт"

Идёт набор в 1 класс и детский сад на 24-25 уч.год. Лицензия, погружение в языковую среду! Измайлово.

Подробнее
Реклама

Центр образования САМСОН

Лидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.

Подробнее

Дочь 4.5 лет агрессивно ведет себя в садике

Вопрос

Здравствуйте. Столкнулась с совершенно необъяснимой агрессией дочери (4,5 года).
В 2009 году (в 3 года) она пошла в детский сад. Адаптация к детскому саду проходила примерно месяца два-три, когда она еще немного хныкала на предмет "Не хочу в детский сад", потом все успокоилось, но. Стало неспокойно в детском саду. От родителей и воспитателей стали поступать жалобы, что ребенок бьет других детей, очень сильно дерется. Начинает всегда первая, при этом она в группе самая маленькая и по росту и по возрасту. Причина обычно незначительная и дети в ее возрасте обычно умеют в таких ситуациях договариваться (например, Женя сел та ее стул и тут же получил от Поли "в лоб", хотя она вполне могла бы попросить его пересесть на другой стул или сама бы взяла другой). В прошлом году мы еще думали, что все потихоньку успокоится, что это у нее были единичные проявления, пытались объяснять, как надо было поступить в той или иной ситуации, но в этом году в сентябре началось все с новой силой, так что уже пришлось обращаться к психологу. Психолог сказала, что так оно все и будет продолжаться, пока Поля не встретит со стороны сверстников отпор, пока ей пару-тройку раз не дадут, как следует, сдачи. Но что-то так получается, что сдачи ей никто не дает, ее боятся все дети в группе, даже мальчики. Дети в детском саду уже поняли, что она может так неадекватно реагировать на всякие мелочи и уже начинают издеваться. Например, дуют ей в лицо, Полине не нравится, но они от нее убегают врассыпную и она ни объяснить им не может, что ей не нравится, ни догнать, чтобы "объяснить", как она это обычно делает (т. е. дерется). Полина начинает жутко орать на всю группу, воспитатели ничего сделать не могут. Я так подробно описываю, т. к. сама неоднократно приходила в детский сад понаблюдать за своим ребенком, чтобы понять, как и при каких обстоятельствах, эта агрессия в ней просыпается.
Хочется избежать развития агрессивности и привычки решать все вопросы кулаками, а также возможных детских издевок в школе (до школы есть еще два года, чтобы научиться вести себя приемлемым образом). Но что делать не знаю, рекомендация ждать, пока кто-то даст сдачи как-то не вдохновляет, можно и не дождаться. Буду благодарна за Ваш совет.

Спрашивает: Ольга Г.


Ответ

Здравствуйте, Ольга. Конфликтное поведение детей в этом возрасте — достаточно распространенное явление.
Воспитатели, конечно, должны следить за поведением детей в группе: каждый раз направлять в конструктивное русло детские конфликты, проговаривать позитивные варианты решения проблем, учить детей договариваться и идти на компромиссы. Но в силу разных причин это удается редко. Достаточно редко для того, чтобы дети учились «выживать» как могут. Полина предпочла путь драчуна. Возможно, она со временем и дождется «сдачи», а может, как вы совершенно справедливо заметили, и не дождаться. Более того, ответное агрессивное поведение детей дошкольного возраста абсолютно не гарантирует ей того, что она сделает какие-то нужные нам выводы. Напротив, получив отпор, она может лишь укрепиться во мнении, что все проблемы можно решить кулаками, дело лишь в том, кто сильнее. Если у вас не получится договориться с воспитателями, чтобы они уделили внимание конкретно вашему ребенку и ее проблеме, то работать нужно будет самостоятельно. Кстати, если вы сами подобных проблем не замечали, и агрессивной девочка становится только с другими детьми в саду (не с вами дома, не на детской площадке на прогулках, не в гостях у ваших друзей с детьми), то решать проблему так или иначе придется именно в саду.
В любом случае коррекция агрессивного поведения у детей обычно такова:
1. выразите свои негативные чувства по поводу произошедшего,
2. коротко объясните ребенку, что его агрессия не решила его проблем, а только создала новые,
3. попросите виновного исправить свою ошибку,
4.. постарайтесь направить конфликт в мирное, конструктивное русло (даже если он уже пошел по самому неприятному сценарию).
Разберем на вашем примере со стулом. В первую очередь, хорошо бы было вмешаться до удара. Весьма распространенная проблема у детей состоит в том, что малыши не могут вообще или им сложно выразить свои желания словами, им проще действовать физически и наверняка. К детям нужно подойти и помочь озвучить их проблемы и желания: «Полина, Женя сел на твой стул… ты хочешь сама сесть на этот стул? Давай попросим Женю уйти и освободить его!» (далее, если мальчик не согласен, предлагаются варианты принести ему другой взамен или взять новый стул самой себе). Если же «в лоб» уже случилось, то будем действовать по описанному выше плану. Во-первых, скажем: «Полина, мне очень неприятно/грустно, что ты ударила Женю, ведь от этого он не отдал тебе стул, ему просто стало больно – вот и всё». Ребенку крайне важно показать, что применение силы не решает его проблем (У нас в группе детского сада было правило «В споре кулаки мешают, они проблемы не решают»). Затем продолжим: «Полина, посмотри, Жене больно, нужно как-то это исправить, ведь это ты сделала ему больно…» (Обычно дети обнимаются, гладят пострадавшего по голове и т. п. ) Напоследок нужно предложить: «Давайте вместе подумаем, как по-другому Полина могла бы попросить у Жени стул!»

Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог