Вопрос
Помогите, пожалуйста, решить проблему. Дочка 4 года не умеет сама себя занять. Постоянно ребенок требует внимания и участия в ее играх. Игрушек у нее — вагон, самых интересных, самых лучших, подобранных по возрасту, которые она сама выбирала и хотела. Но, мы были вынуждены прекратить покупать игрушки, т. к. Ксюша в них все равно не играет. Единственное, с чем она сама может долго заниматься, это интерактивные книги, в которых нужно отвечать на вопросы, которые звучат при нажатии на кнопки, конструктор ЛЕГО, деревянные головоломки и пазлы. Но это занятие минут на 20-30. Остальные игрушки просто лежат, иногда она их перебирает, но на этом все заканчивается. Ей хочется игр в магазин, в парикмахерскую, а я не могу с ней разделить этого удовольствия (домашние дела + работа). Иногда она изъявляет готовность мне помочь, но это также не на долго (минут 20 мытья посуды или развешивания выстиранного белья). Мои предложения быстро все сделать и идти играть поддержки не встречают, она сразу начинает торговаться — сначала играть, потом делами заниматься. Если я ей нахожу какую-нибудь игру или занятие (лепка, рисование), она может с удовольствием и достаточно долго этим заниматься, но сама пойти и начать рисовать не сообразит. Инициатива всегда происходит от меня, иначе она просто не даст мне сделать элементарные домашние дела. Пробовала инициативу не проявлять, чтобы ей уже стало скучно, и она сама пошла чем-нибудь позанималась, но не тут-то было. Будет сидеть и ныть но сама не возьмет ни карандаши ни пластилин. В детский сад ходит, там таких проблем нет. Может быть, что-то посоветуете, что делать если ребенок постоянно требует внимания, как можно ребенка научить находить себе занятие самостоятельно.
Спрашивает: Лариса Ж.
Ответ
Здравствуйте, Лариса!
В ситуации, которую вы описываете — «дочь не может найти себе самостоятельного занятия и часто требует моего участия и инициативы» — есть «два» ребенка: «ребенок, который не может сам заняться» и «ребенок, который ждет вашего внимания и участия». Если главная проблема в том что ребенку не хватает внимания от вас и он хочет участвовать в совместной деятельности вместе с вами, то я думаю, решение проблемы с этим ребенком вам очевидно – поиграть, почитать, порисовать и т. п. вместе. Чтобы разобраться со «вторым» ребенком, можно попробовать поставить ее любимые интерактивные книги, паззлы и конструкторы на такое место, где девочка сможет сама в любой момент их взять. Организуйте уголок для ее самостоятельных игр: пусть играет и занимается там по желанию или в моменты, когда вы не сможете уделить ей время, пробуйте отправлять ее туда. Есть еще один секрет: можно просить ее сделать что-то из того, с чем она справляется и любит заниматься сама, а потом принести показать вам результат. Если ребенок требует внимания, то можно давать своеобразные задания, есть например раскраски, где нужно действовать по образцу. Так она будет занята сама, но у нее будет ощущение, что вы тоже приняли в ее деле участие. Подумайте еще в таком направлении: возможно, есть какие-то варианты игр и занятий, которые вы еще не пробовали, а дочери они могли бы понравиться. Большинство девчонок в восторге от кукольных домиков, играть с которыми (в отличие от игры в парикмахера или доктора) можно и без дополнительных участников, или например, для многих четырехлетних детей хит – это книжки с наклейками.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог