Вопрос
Добрый день! Помогите пожалуйста! Сил больше нет!
Моему сыну 1 год и 11 месяцев. Невролог из НЦЗД не поставила ему диагноз гиперактивность. Но меня это не утешает. Он не слушается совершенно, сто раз можно повторять — не бери ножи, не лезь в огонь, не лезь на подоконник или еще куда-нибудь. Ремня он получает уже каждый день (нервы не выдерживают), но он все-равно везде лезет и карабкается. Хапает руками все подряд. Я с утра до вечера повторяю — не лезь, не трогай, не бери и т. д. С и грушками он не играет, они ему не интересны. На детской площадке у всех игрушки отбирает, носится на своей волне, не слышит меня, увести с площадки без истерики не получается, стыдно перед другими родителями. Всего не описать, наверное я что-то делаю не так, общаюсь как-то не так с ребенком. Бесит, что он не слушается, когда я ему что-то запрещаю. Делает все назло, изподтишка, а ведь ему всего двух лет нет! Помогите, а то попаду в дурдом!!!
Спрашивает: Теплова Наталья Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
В том возрасте, что находится ваш сын, дети лучше понимают действия, чем слова. Вы сможете сберечь массу собственного времени и нервов, если будете вовремя снимать сына с подоконника, забирать у него нож, отводить его руки от огня и т. п. При этом достаточно строго, но спокойно каждый раз сообщать «нет», или «нельзя», или «опасно». Когда вы просите ребенка перестать, он может и не согласиться, но когда вы действуете, такой возможности у него уже нет.
То же самое на детской площадке, пресекайте попытки причинить вред окружающим, но идите на компромисс — например, почему бы не разрешить сыну «носиться на своей волне»? Если есть ограничения (а они обязательно будут), то должна быть и свобода, постоянно дергать и запрещать просто нельзя, это создает очень большое напряжение и у вас, и у ребенка.
И второе, что существенно облегчит вашу жизнь — правильная организация пространства дома. Уберите сразу всё то, что нельзя, потому что оно опасное или хрупкое, куда-нибудь повыше в места, не доступные ребенку физически. Внизу в зоне доступа для мальчика оставьте только то, что ему можно или условно можно брать. Создайте, привнесите в свою обстановку что-то специально сделанное для ребенка, и это я не об игрушках. Поставьте вниз кухонного шкафа контейнер с ненужными вам баночками, пусть сын откроет шкаф и станет доставать их из контейнера и откручивать крышки, например. Оставьте там же несколько пластиковых контейнеров или мисочек, ложки, пакеты... Разрешите играть с парой кастрюль, которые вам не трудно будет сполоснуть в конце дня. Прикрепите внизу по росту ребенка пару крючков и повесьте на них маленькие полотенца, чтобы сын мог их снимать. Сделайте среду не опасной, а доступной и доброжелательной к ребенку, тогда и вам не нужно будет быть запрещающей и постоянно одергивающей как сейчас. Когда сын немного подрастет и будет понимать лучше ваши словесные запреты, вы сможете вернуть все, как было, объяснив, какие ваши шкафы нельзя открывать и какие предметы нельзя брать и почему. А пока, ребенку в возрасте двух лет даже полезнее (а уже приятнее то точно) проводить время вместе с мамой, пока та возится на кухне, например, чем чинно играть в какие-то развивающие игрушки.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог