«Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу» - книгу под таким интригующим и вызывающим названием написал в начале 2000-хгодов американский бизнесмен, преподаватель и писатель японского происхождения Роберт Кийосаки, хорошо известный в нашей стране по бестселлеру «Богатый Папа, Бедный Папа». Так почему же нашим детям не нужно ходить в школу?
«Не Бог создал тупых людей. Их создала наша система образования»
С момента издания этой революционной, «антишкольной» книги в России прошло уже более 10 лет, а идеи, изложенные в ней, по-прежнему остаются актуальными. Поэтому прочитать ее будет полезно и родителям, и детям, и учителям, и политикам, и тем, кто имеет отношение к образованию, и всем, кто когда-либо учился в школе. Как считает Роберт Кийосаки, именно образовательная система виновата в том, что изначально талантливые дети превращаются во взрослой жизни в среднестатистических неудачников.«Не Бог создал тупых людей. Их создала наша система образования – утверждает Кийосаки – Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни у него все будет так же хорошо.
Горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе в действительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансового благополучия и счастья. Прохождение ребенка сквозь нашу образовательную систему всегда напоминает процесс превращения бабочки в нелепую гусеницу. Сколько потеряно гениев, в результате принуждения следовать школьной системе?
Школы крадут у детей навыки, которые пригодились бы им в поисках новых знаний
Основная претензия Роберта Кийосаки к образовательной системе заключается в том, что в школах не обучают тому, как добывать знания при помощи ошибок. «Наши школьники – пишет он - запрограммированы на то, что ошибки - это плохо. В истинном же процессе постижения ошибки необходимы.Они могут стать наиболее ценным уроком на пути к успеху. Наказание за ошибки преграждает путь к постижению. Когда школы насаждают убеждение, что ошибки - это плохо, они крадут у школьников навыки, которые пригодились бы им в поисках новых знаний. Стоит ли после этого удивляться тому, что в школе правит страх, скука и слепое зазубривание правил?».
«Мы убеждены школьной системой, что заучивание - это и есть знание»
Еще один серьезный недостаток образовательной системы по Кийосаки – это оценочная система.«Существующая системаобразования – пишет он - учит нас тому, что целью обучения является получение хороших оценок и высокого балла тестов.Печальная истина заключается в том, что оценочная система совершенно бесполезна.
К возрасту шестнадцати-семнадцати лет мы становимся полностью убежденными системой в том, что заучивание - это и есть знание.Наши аттестаты были выданы нам за заслуги в области заучивания».
«Каждый день в наших школах детей уничтожают перед всем классом»
Оценочная система не только культивирует поверхностное приобретений знаний ради успешной сдачи экзаменов, но иприводит к крайне негативным психологическим последствиям. «Каждый день - рассказывает Кийосаки - в наших школах детей уничтожают перед всем классом. Они тестируются, клеймятся и отбраковываются системой так, как будто они роботы, которых надо рассортировать по предложенному, но не оправданному критерию. В результате, сильнейшие причисляются к уровню выше среднего и попадают в разряд "одаренные и талантливые", а "слабых" относят к уровню "ниже среднего", и с этого времени они игнорируются системой.
Слабых детей жестоко дразнят одноклассники, которые усвоили, что быть успевающими и получать хорошие отметки, гораздо важнее дружбы.Эти "безобидные" жестокости становятся привычкой, и дети уносят их во взрослую жизнь. Часто совершенно не задумываясь, мы взращиваем систему, способную без каких-либо ограничений поставить на колени всех нас».
Школьная система предполагает наличие готовых ответов, навязываемых ребенку
Еще одна серьезная проблема образовательной системы – это поиск одного правильного ответа.«Наша образовательная система – пишет Кийосаки - настаивает на существовании только одного правильного ответа, однозначно убеждая школьников, что остальные ответы являются неверными.Она предполагает наличие готовых ответов, навязываемых ребенку. Это самым негативным образом сказывается на развитии творческих возможностей детей. В результате, мы имеем во взрослой жизнимиллионы интеллигентных людей, имеющих все правильные ответы и не способность мыслить самостоятельно».
Зачем заставлять детей ходить в школу?
Школьное образование будущего, по мнению Кийосаки, должно не только избавиться от вышеизложенных недостатков, но и стать более индивидуальным и практичным. «Например, если ребенок - пишет он - интересуется жизнью животных, то весь учебный план, включая историю, химию, математику, бизнес, искусство можно разработать с опорой на тематику животного мира. Для того, чтобы помочь детям развить свои уникальные способности, мы должны научиться распознавать их интересы и находить возможности обеспечить каждого индивидуума необходимыми навыками для успеха.Дети обычно учатся усерднее, когда они чувствуют, что образование - их собственный выбор, а не насилие со стороны взрослых».
В конце книги Кийосаки предлагает целую систему, которая могла бы кардинально изменить образовательную систему, в которой дети бы получали настоящее удовольствие от получения знаний.«Зачем заставлять детей ходить в школу? – спрашивает он - Не было бы лучше, если бы мы изменили систему так, что они бы сами захотели ходить туда?» Очевидно, что система школьного образования во многих странах мира нуждается в кардинальных переменах, и книга РобертаКийосаки «Еслихочешь бать богатым и счастливым, не ходи в школу» могла бы быть в этом плане очень полезной.
Конечно, изменить налаженную годами систему очень сложно, и, судя по всему, в ближайшем будущем наше образование будет работать по тем же методам, что и 20 лет назад. Но, по крайней мере, прочитав книгу Кийосаки, родители могут пересмотреть свои взгляды на обучение детей в школе, не требовать от них хороших оценок любой ценой, и больше уделять времени тому, чтобы приучитьих к постоянному самообразованию. Вмире самообразования можно легко отказаться от всех недостатков школьной системы и реализовать самые прогрессивные методы обучения.