Когда-то чтение книг было для детей и подростков одним из главных развлечений и удовольствий. Но пришли иные времена: большинство современных детей, скорее, будут играть в компьютерные игры, смотреть видео в Интернете и «зависать» в социальных сетях, чем тратить свободное время на чтение книг. Как же заинтересовать их чтением?
К чему может привести нашу цивилизацию появление поколения «недочитавших»?
Не хотелось бы излишне сгущать краски,но если ситуация с чтением книг будет развиваться в том же духе, что и сейчас, то нас ждет не очень веселое будущее. Идущее нам на сменупоколение «недочитавших», воспитанное на социальных сетях и видеороликах в Интернете,не только вряд ли принесет в этот мир что-то по-настоящему ценное, но и может стать по-настоящему опасным для будущего человечества.
Конечно, не все современные дети такие, но большинство из них воспитывается не на чтении умных книжек, а на глупых приколах в социальных сетях. В ваших силах изменить эту ситуацию к лучшему, и не допустить резкого падения интеллектуального уровня землян, вызванного недостатком чтения в детско-юношеском возрасте.
Почему это так важно
Уже сейчас многие российские компании сталкиваются с тем, что им очень сложно найти грамотных молодых сотрудников, которые не делали бы десять ошибок в одном предложении, имогли бы ясно и четко выражать свои мысли в письменной форме.
Основная причина этого – недостаток чтения в детско-юношеском возрасте и замена книг компьютерными играми, видеороликами и социальными сетями. Это оборотная сторона прогресса, который, с одной стороны, делает жизнь человека более комфортной, а с другой, приводит к потере чего-то очень важного (в данном случае, грамотности).
Лучшее средство для приобретения автоматической грамотности
Лучшее средство для приобретения автоматической, «подсознательной» письменной грамотности - это обильное чтение. Если ваш ребенок будет много читать,он будет писать без ошибок, вне зависимости от знания правил русского языка.
Конечно, много читать нужно не только для приобретения отменной грамотности (хотя, в современном мире, это уже немало). В отличие от визуальных видов искусства, чтение великолепно развивает фантазию, творческое мышление, словарный запас и интеллектуальные способности ребенка. Дети, которые много читают, гораздо более ясно и четко, чем их «недочитавшие» сверстники, выражают свои мысли не только в письменной, но и устной форме, и отличаются хорошо поставленной речью.
О том, насколько важна грамотность для приобретения в будущем престижной профессии, можно рассуждать очень долго.Кто захочет взять на работу сотрудника, которыйделает огромное количество грамматических ошибок в коммерческих предложениях? Как это отразится на репутации компании?
Кроме того, чтение – это основа самообразования. Человек, который много читает и постоянно занимается самообразованием – это бесценный сотрудник для любой уважающей себя компании.
Когда нужно начинать
Воспитыватьлюбовь к чтению нужно с раннего детства, до того,как ребенок начнет учиться в обычной школе. Дело в том, что система школьного образования зачастую превращает чтение в тяжкую повинность, что совсем не способствует возникновению крепкой привязанности к этому важнейшему навыку.
Перегруженные в школьном возрасте «тяжелой» литературой, дети впоследствии навсегда теряют страсть к самостоятельным литературным путешествиям. Поэтому вы должны заранее позаботиться о том, чтобы показать ребенку, какой огромный, удивительный мир скрывается в тысячах книгах до того, как система школьного образования попытается сделать обратное.
Как заинтересовать ребенка самостоятельными литературными путешествиями
Чтобы чтение стало удовольствием, а не наказанием, прежде всего, нужно подбирать подходящие книги, которые были бы по-настоящему интересны ребенку. Это главная задача на этапе первоначального знакомства с миром литературы – показать ребенку, что чтение книг – это огромное, великое удовольствие, гораздо более увлекательное, значимое и ценное, чем все компьютерные игры вместе взятые.
Начинать необыкновенное, волшебное путешествие в мир литературы нужно с легкого чтения, соответствующего возрасту читателя. Пусть это будут самые простые, незамысловатые, но соответствующие индивидуальным интересам ребенка издания.
Книги про Гарри Поттера, хоть и не отличаются особыми интеллектуальными изысками, смогли сделать то, на что оказались не способны школьные учителя и школьная программа – приучили многих детей во всем мире к чтению книг. Именно с таких занимательных книг и нужно начинать путешествие в мир литературы и «карьеру» читателя.
Давать ребенку читать в 8-12 лет серьезную литературу, это то же самое, что новичку, впервые пришедшему в тренажерный зал, вручить штангу весом 150 кг. Ни к чему, кроме тяжелейших травм и отвращения к занятиям спортом, это не приведет. Для того, чтобы упражняться с таким весом, нужно несколько лет упорно тренироваться. Также и с серьезной литературой: до неееще нужно дорасти.
Впоследствии, повзрослев и приобщившись к чтению, подросток перейдет от приключенческой, авантюрной и фантастической литературы к более серьезным и умным книгам. Чтобы этот переход в принципе состоялся, у ребенка должна возникнуть устойчивая ассоциация: «чтение – это удовольствие».
Воспитание любви к чтению гораздо важнее оценок в школе
Но как заинтересовать ребенка чтением, когда его в школе нагружают домашними заданиями и заставляют читать то, что ему совсем неинтересно и кажется скучным и занудным? Придется сделать выбор между любовью к чтению и школьной программой.
Пусть он читает то, что ему хочется, а не те произведения, которыеему навязывают на уроках литературы. За счет обильного чтения он и так будет превосходить большинство своих одноклассников с точки зрения грамотности и умения выражать свои мысли в письменном виде, что, несомненно, оценят преподаватели литературы.
Пусть он и не будет знаком с произведениями школьной программы, зато будет писать без ошибок и творчески мыслить, что гораздо важнее. Тем более, что краткое содержание любого классического произведения можно сейчас узнать за 5 минут в Интернет.
Что не нужно делать
Вряд ли имеет смысл заставлять ребенка читать то, что ему неинтересно,шантажировать его чтением иставить перед выбором «компьютер или книга». Ни к чему хорошему это не приведет. Не забывайте, что насильно мил не будешь.
Лучше создайте такие условия, чтобы он сам научился «поглощать» книги в огромных количествах без какого-либо давления с вашей стороны. Чтение книг должно стать добровольным, увлекательным литературным путешествием в неизведанные миры, а не скучным, занудным процессом и «обязаловкой».
Не стоит также навязывать ребенку собственные литературные пристрастия. Можно лишь порекомендовать то, чем вы сами зачитывались в детстве, какие-нибудь приключенческие книги или что-нибудь из научной фантастики или фэнтэзи. Но нужно понимать, что современным детям нужны современные герои, а не персонажи, действовавшие в непонятные для них социалистические времена.
Если вы будете использовать систему поощрений, награждая ребенка за каждую прочитанную книгу, то, скорее всего, он будет читать не для удовольствия и получения знаний, а для того, чтобы получить приз, и, как только этот метод перестанет использоваться, он сразу же закончит свою читательскую «карьеру».
Не имеет смысла также ставить ребенку какие-то планы по обязательному прочтению определенного количества книг за каникулы. Пусть ребенок прочитает столько, сколько сможет, и только то, что ему по-настоящему интересно. Дело не в количестве, а в качестве и в удовольствии от процесса.
Воспитывать любовь к чтению, а не к бумажной книге
Безусловно, в современном цифровом мире у детей нужно воспитывать любовь к чтению, а не к бумажной книге.Читать можно не только печатные издания, но и электронные книги, и какие-то тематические сайты. Возможно, это покажется ребенку более привлекательным и современным. Интернет – это по большей части текстовая культура, и приучая ребенка к чтению, можно и нужно использовать его огромные ресурсы.
Конечно, читать электронные книги с экрана ноутбука или мобильного устройства несколько сложнее, чем бумажные издания, и это не слишком полезно для зрения. Зато в нашей «пиратской» стране это практически всегда можно сделать бесплатно.
Какие хитрости пригодятся
Для того, чтобы заинтересовать ребенкачтениемможно использовать некоторые хитрости. Например, когда вы будет читать ему вслух какую-нибудь увлекательную историю с динамичным сюжетом, можно остановить ее на самом интересном, интригующем месте.
Если ребенок еще не умеет читать, таким образом можно создать для него мотивацию, чтобы он захотел научиться этому полезному навыку и самостоятельно мог изучать занимательные сюжеты, скрывающиеся в тысячах книг.Если же он умеет читать, то,наверняка, ему захочется узнать, чем закончится книга, и он дочитает ее сам.
Для того, чтобы процесс совместного чтения был еще более увлекательным, можно придумывать с ним альтернативные варианты концовок для популярных литературных произведений. Это будет отлично способствовать развитию творческого воображения и креативности. Есть большая вероятность того, что в мире будущего эти качества будут цениться необычайно высоко.
Как можно использовать кинематограф
Для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением можно использовать и смежные искусства, например, кинематограф. Есть немало отличных фильмов, снятых на основе замечательных литературных произведений. При этом, нередко литературные оригиналы достаточно сильно отличаются с точки зрения сюжета от кинематографических версий.
Например, книга Уинстона Грума «ФоррестГамп» и одноименный, знаменитый фильм Роберта Земекиса – это фактически два совершенно разных произведения, имеющие лишь отдаленное сходство с точки зрения сюжетных линий. Расскажите об этой разнице своему ребенку, и, возможно, ему захочется прочитать то, что послужило основой для кинематографического бестселлера. Не исключено, что книга понравится ему гораздо больше, чем фильм.
Аудиокниги – отличный инструмент самообразования
Для гармоничного интеллектуального развития ребенка имеет смысл использовать и аудиокниги. При наличии mp-3 плеера, их можно слушать абсолютно в любом месте, в том числе, и в условиях, когда читать обычные книги невозможно (например, в переполненном транспорте).
Это отличное средство длязнакомства с мировой культурой, которое позволяет слушать не только литературные произведения, но и аудиоинтервью, лекции и т.д. К тому же, аудиокниги не напрягают зрение, и в нашей «пиратской» стране практически всегда бесплатны.
Конечно, письменную грамотность с их помощью не разовьешь, зато они дают возможностьпознакомиться с хорошо поставленной, «правильной» речью известных актеров, которые, как правило, озвучивают подобные аудио-произведения. Главное, чтобы аудиокниги не заменяли собой полностью чтение. Вместе с бумажными и электронными аналогами, это лишь один из инструментов самообразования и познания окружающего мира.
О важности личного примера
Ну, и конечно, очень важно показывать ребенку собственный пример. Если ребенок с детства будет видеть своих родителей, развлекающихся исключительно просмотром телевизора, то вряд ли он будет поглощать книги в огромных количествах.
Не забывайте, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, строят свое поведение, подражая взрослым. Поэтому, если в вашей семье будут уделять книгам особое внимание, вашему ребенку, скорее всего, удастся избежать проблем поколения «недочитавших».