Дети любят играть в песочнице. Они с увлечением строят из песка все, что смогут — от простых куличиков до целых городов с площадями, замками и каналами. Так было во все времена. И вот однажды психотерапевты задумались: а почему бы не использовать потенциал игр с песком в лечебных целях? Так появилась песочная терапия.
Кто автор?
Касательно того, кто первый придумал песочную терапию, существуют разночтения, так, есть версия, что это была основательница лондонского Института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она прочла книгу Г. Уэллса «Игры на полу», которая увидела свет еще в 1911 году. По сюжету книги дети писателя играли с миниатюрными фигурками, что помогало им справиться с трудностями, возникающими при общении с окружающими.
Книга так воодушевила Маргарет, что она тут же поставила в своем кабинете миниатюрные фигурки. Дальше вмешался случай: один мальчик, пришедший на прием, взял эти фигурки и переставил их в песочницу, стоявшую неподалеку. Момент, когда Ловенфельд увидела, как он играет в песочнице, вероятно, можно считать зарождением песочной терапии.
Впрочем, есть и альтернативная версия, согласно которой всю методику придумала и детально обосновала Дора Кальфф, сначала учившаяся у Карла Юнга, а затем и у самой Маргарет Ловенфельд. Считается, что Юнг заинтересовался работой Ловенфельд, порекомендовал ее Доре, а та уже подошла к делу с чувством, толком, расстановкой, разработав юнгианский подход к песочной терапии. Она первая увидела в заполнении песочницы фигурками нечто большее, чем способ помочь детям выразить их эмоции. Для Кальфф песочная терапия стала возможностью усиления связи с бессознательным. В любом случае, именно этих двух исследовательниц обычно называют, говоря об истоках возникновения песочной психотерапии.
Скорая песочная помощь
Поскольку для детей игра в песочнице не ассоциируется с приемом у врача, дошкольники в возрасте от 3 лет могут уже с первого сеанса песочной терапии получить помощь. При этом, что важно, малыши не препятствуют оказанию этой помощи. Есть виды психотерапии, в которых дети закрываются и отдаляются, капризничают, не делают то, о чем их попросили, однако, здесь такого практически не бывает. Не нужно уговаривать ребенка приступить к игре с песком — он сам с удовольствием возьмет фигурки и будет строить. Ведь нет повода для беспокойства, никаких подвохов. Что видят дети? Новые игрушки и песочницу. Они расслабляются и увлекаются игрой, едва начинают строить свой мир из песка и фигурок, которыми с ними щедро делится терапевт. Именно такого поведения он от них и ждет, чтобы провести терапию и выявить внутренние переживания детей.
Нет нужды просить малыша что-то обсуждать в процессе строительства. Метод требует минимальных затрат, психотерапевт просто делает выводы, исходя из действий ребенка. При такой слаженной работе у детей больше шансов оперативно получить необходимую им помощь специалиста. Песочный психотерапевт работает с такими проблемами, как повышенная тревожность, страхи, неврозы, агрессия, помогает наладить гармоничное общение с окружающими, лечит психосоматические заболевания.
Что в песочнице?
Вопреки существующим заблуждениям песочная терапия — это не рисование песком. Это создание собственного миниатюрного мира, своей Вселенной, строительство которой происходит в безопасном пространстве — в данном случае, в пределах песочницы. Как правило, песочница представляет собой небольшой деревянный поднос размером 50 х 70 х 8 см, бортики и дно его окрашены в нежно-голубой цвет, что позволяет изображать водоемы и небо.
Входя на прием к психотерапевту ребенок может выбрать все, что сам пожелает для обустройства песочницы. Чем больше в кабинете предметов и фигурок, тем лучше. Машины, животные и птицы, люди разных национальностей и сказочные персонажи, а еще камешки, перья, ракушки — у детей должен быть выбор.
Помимо подноса и фигурок терапевт должен предоставить воду и песок. И тогда у ребенка будет все, что нужно для проведения сеанса. Малыш должен по наитию расположить фигурки в подносе с песком. Он сам решает, использовать или не использовать воду, которая стоит рядом с песочницей в кувшине.
Сеанс
Еще до начала курса терапии психотерапевт общается с родителями и ребенком, его цель — выяснить характер взаимоотношений в данной семье. Когда начинаются собственно сеансы, родители на них уже не допускаются.
Пока ребенок строит ландшафт из песка, терапевт внимательно наблюдает за происходящим и ведет протокол. Заносить в него он должен практически все: выбранные предметы, последовательность заполнения ими песочницы, любые особенности работы с пространством, что ребенок строит и как.
Стандартное время проведения сеанса песочной терапии — 40 минут. В конце сеанса психотерапевт фотографирует или зарисовывает построенный малышом ландшафт. На следующем сеансе ребенок будет строить свой мир заново.
Этот вид психотерапии позволяет в максимально щадящем режиме найти и обозначить проблему юного клиента. Малыш смотрит на ситуацию со стороны и совершает перемены, которые ему так нужны. Попутно он чувствует результат, что дает мотивацию творить перемены уже не в песочнице, а в реальном мире.
Как говорят сами психотерапевты, практикующие этот метод, неосознанная ребенком проблема разыгрывается в песочнице, словно драматический сюжет, и когда конфликт переносится из внутреннего мира во внешний, то становится видимым. В итоге песочная терапия помогает ребенку самоисцелиться.