Вопрос
Добрый день,
Помогите пожалуйста советом. Сразу сделаю небольшое предисловие, так как ребенок родился в смешанной семье (мама-русская, папа-камерунец), живем в болььшом городе в России. Мальчику 3,10 очень активный, физически сильный и очень общительный и самостоятельный. В сад ходит с 1. 6 лет, но всегда толкал иногда других деток или просто забирал ту игрушку которую хотел. Сейчас очень переживаю о том что дети уже реально понимаю что он прийдет и что-нибудь отберет и начинают его избегать. Как научить его что нельзя отбирать все что хочется, уже сил никаких нет и объясняем ему что так нельзя и даже ругали как-то, приходит извиняется и все снова. Вчера в садике ударил девочку машинкой, их там высаживают на стул отдельно если провинился, спрашиваю почему так сделал, говорит что не заметил ее... Переживаю чтобы ребенок не стал изгоем в коллективе, учитывая то что он и так немного отличается от других деток...
Спрашивает: Сайко Анна Ивановна
Ответ
Здравствуйте, Анна Ивановна!
Главными людьми, которые могут повлиять на поведение ребенка в детском саду, являются все-таки воспитатели, а не родители. Разумеется, вы можете и должны объяснять сыну, какого поведения вы от него ждете, учить общаться с другими вежливо, без применения силы. И ребенок вполне может научиться этому благодаря родителям, но в большой группе сверстников в детском саду практически у каждого ребенка рано или поздно возникает соблазн решить проблему по-другому, используя менее адекватные и приятные для окружающих методы — отнять, ударить и т. п. И здесь в силу вступает влияние воспитателей, вы можете из дома отправить ребенка «с установкой на хорошее поведение», но следить за тем, как общаются дети в группе, учить их договариваться, спрашивать разрешение друг у друга, играть вместе и т. п. — это работа воспитателя. Поговорите с ними о том, чтобы по возможности обращали внимание на поведение вашего сына и старались прорабатывать возникающие у него конфликты с другими детьми, правда, воспитатели редко бывают готовы на такую работу, и часто ссылаются на большое количество детей в группе и невозможность уделять какое-то особенное внимание отдельному ребенку.
В любом случае, старайтесь учить вашего сына общаться с другими детьми, когда у вас будет такая возможность. Как можно быстрее пресекайте агрессивное поведение по отношению к другим детям, сообщайте, что подобное поведение недопустимо — «так с другими обращаться нельзя». Описывайте приемлемые альтернативы — «драться мы не будем, а будем договариваться», «проблемы решаем словами, не кулаками». Давайте конкретные инструкции, что мальчик может сделать, чтобы избежать проблемы ещё до того, как она возникнет - «если ты хочешь тоже поиграть с этой игрушкой, попроси», «предложи поменяться на что-то свое, может быть тогда тебе дадут поиграть эту игрушку, которую ты так хочешь». В общем, делайте свою родительскую работу по воспитанию, а воспитатели в детском саду будут делать свою, и ситуация сдвинется с мёртвой точки. Кроме того, скорее всего скоро (когда станут чуть старше) другие дети и сами смогут говорить вашему сыну о том, что им неприятно (обычно к словам сверстников дети более восприимчивы, чем к замечаниям взрослых). Да и, в конце концов, даже такие мальчишки как ваш сын имеют немало шансов найти подходящую компанию для совместных игр в детском саду, так что не стоит заранее беспокоиться об угрожающей вашему сыну участи «изгоя».
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог