Вопрос
Добрый день!Монму сыну 3г4мес,ровно год он сидит дома с бабушкой,в последнее время становится не выносимым Ничем не играет,если начинаеш с ним играть увлечен не более 5 минут ,а потом интерес пропадает,обязательно нужно сломать то ,что сделал,постоянно дразнится,если его начинаеш ругать,показывает языки,если приходят посторонние становится вообще не управляемый!Делает вид ,что не слышит замечания,На вопрос Ты меня слышиш? отвечает слышу,С бабушкой вообще ведет себя развязано,показывает ей попу,дразнится,ну вообщим сплошной негатив,не знаю как его воспитывать ,посоветуйте как вести себя в таких ситуациях ,как реагировать на агрессию?
Спрашивает: Гололобова Александра Алексеевна
Ответ
Здравствуйте, Александра Алексеевна!
Как правило, поведение похожее на то, что вы описываете, характерно для детей, которые проверяют границы. Это может происходить в кризисные периоды развития ребенка (кстати, в возрасте трех лет как раз приходится такой кризис), в новой обстановке и т. п. Так или иначе, если речь идет не о разовых «спектаклях» (когда ребенок не в настроении, устал, болен и т. п. ), а о постоянно появляющейся проблеме, то этого говорит о том, что пришло время для прощупывания границ допустимого в поведении ребенка.
Дети хулиганят, скандалят, капризничают, «садятся на шею», дерутся, хамят и т. п. , и то, останутся ли эти формы поведения в детском арсенале, зависит от реакции родителей. Если вы вовремя не покажете, какое поведение допустимо, а какое нет, все те проявления, которые кажутся вам неприятными, и все те реакции, что не нравятся вам, скорее всего будут только нарастать и прогрессировать: истерики будут происходить все чаще, поводы для проявления агрессии станут все менее значительными и т. п. Лучший способ показать ребенку, что то или иное его поведение вы считаете недопустимым, это — как ни прозвучит глупо — просто не допускать подобного поведения. А для этого нужно принципиально сменить позицию, не разговаривать (комментировать, обсуждать, запрещать и т. п. ), а действовать. Скажем, внук показал бабушке попу, не стоит объяснять, что это не красиво, просить надеть штаны обратно, действуйте так: бабушка встала, надела штаны и строго сообщила: «Мне это не нравится, и мы не в туалете, чтобы ты снимал штаны!»
Примерно так же действуете и во всех подобных случаях, агрессия пресекается по возможности заранее (только замахнулся) или быстро в процессе, перехватываете руку, не позволяя вас ударить сообщаете: «Мне больно! Драться нельзя! Говори со мной словами!». Главное в том, чтобы действовать самим, беря ответственность на себя, а не, побуждая к действиям ребенка, оставлять ответственным за происходящее его (не ждать, пока ребенок отреагирует на вашу сто пятую по счету просьбу или и вовсе скажет: «Нет!»), и не спрашивать, а сообщать (чтобы оставить ребенку меньше возможностей для несогласия).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог